2010 – год учителя в России 10 марта 2009 года Президент России Дмитрий Медведев подписал указ "О проведении в Российской Федерации Года учителя"
Ян Амос Коменский (1592 – 1670 ) Коменский - отец современной педагогики. «Великая дидактика», вышедшая в Амстердаме в 1654 г. – одна из первых научно – педагогических книг.
Иоганн Генрих Песталоцци (1746 – 1827 ) Песталоцци предложил при определении основ образования опираться на знание человеческой психологии. Песталоцци разработал метод элементного образования. Суть метода заключается в том, что чтобы пробудить задатки способностей, которые заложены в каждом ребенке.
Михаил Васильевич Ломоносов ( ) М. В. Ломоносов, возглавляя с 1758 года университет и гимназию при Академии наук, определил общие правила работы гимназии и университета, разработал учебный план гимназии и распорядок учебной работы университета, установил принципы и методы обучения в этих учебных заведениях. Для гимназии и университета он создал ряд учебников. Ломоносов отстаивал мысль об общеобразовательном и бессословном характере средней школы. Ломоносов принял самое активное участие в создании Московского университета.
Виссарион Григорьевич Белинский (1811 – 1848) Белинский определил гуманистические и демократические подходы к воспитанию и образованию. Развивал идею народного воспитания.
Лев Николаевич Толстой (1828 – 1910) Главный принцип педагогической концепции Толстого – идея «свободного воспитания». Он утверждал, что воспитание есть, прежде всего, саморазвитие. В дидактических указаниях Толстого выдвинут принцип учета особенностей ребенка и его интересов.
Константин Дмитриевич Ушинский (1824 – 1871) Ушинский основатель научной педагогики в России. Стержень его педагогической концепции – принцип народности. Этот принцип должен был реализовываться через приоритет родного языка как предмета школьного образования. Не менее важное место он отводил идее труда как ведущего фактора развития личности.
Макаренко Антон Сергеевич (1888 – 1939) Макаренко придавал огромное значение воспитанию в труде, а также считал обязательным воспитание в коллективе. Умея видеть в каждом человеке его особенности, индивидуальность, Макаренко вместе с тем считал, что личность человека нельзя мыслить вне общества, отдельно от общества.
Василий Александрович Сухомлинский (1918 – 1970) Сухомлинский настойчиво подчеркивал, что воспитание детей должно быть проникнуто духом гуманизма, горячей любви к детям, уважения к личности ребенка, сердечной заботой о его всестороннем развитии. Он считал, что хороший учитель должен очень хорошо знать детскую психологию.