Организация исследовательской работы на уроках МХК.
Приоритетные задачи уроков МХК: дать необходимые теоретические знания и практические навыки «вхождения» в культуру, которые будут способствовать трансформации образовательного процесса в процесс усвоения историко-культурного наследия, воспитания «человека культуры» ; научить учащихся ориентироваться в поистине безбрежном океане мировой художественной культуры для последующей адаптации в реалиях современной жизни и выработки собственного вектора развития.
Ожидаемые результаты обучения: - Формируется общекультурная компетентность ученика; - Формируется коммуникативная компетентность ученика; - Формируется информационная компетентность ученика; - Формируется социальная компетентность ученика.
Модель обучения Учитель - профессионал Учитель - исследователь Ученик – исследователь Социальный заказ общества
ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Первый уровень – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ - образовательная функция - знакомство с понятием «НОТ»; - преобразование его в «НОУТ» (научная организация учебного труда); - расширение и углубление понятия «Алгоритм»; - введение понятия об алгоритмизации обучения; - углубление и уточнение представления о плане (простой, сложный, цитатный, вопросный и т. д.). - обучение составлению конспектов различных видов (цитатный конспект, пересказ-анализ статьи, смешанный конспект); - формирование умения работать со справочной, критической, научной литературой.
ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Второй уровень – ПРАКТИЧЕСКИЙ - методологическая функция. - учащиеся проводят исследования с целью приобретения опыта исследовательской деятельности; - ученики обогащают свой понятийный аппарат научными терминами: исследование, метод исследования, его виды, объект, предмет, цель, задачи, средства исследования, гипотеза и др.
ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Третий уровень – УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ. Ученики САМИ: - выбирают и формулируют тему; - определяют зоны исследования; - проводят целеполагание; - планируют и реализуют методы исследования; - описывают ход работы; - делают выводы; - вырабатывают рекомендации.
Организация исследовательской деятельности в урочной деятельности: домашние задания исследовательского характера; исследовательские задания опережающего характера (группе сильных учеников); -мини- исследования как фрагмент урока (изучение литературы, поиск ответа на проблемные вопросы, выдвижение гипотезы – предположения);
Виды уроков - исследования: - урок теоретического исследования; - урок практического исследования; - урок творческого исследования; - урок проектного исследования.
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НАД ПРОЕКТОМ. Этапы работыЦели и задачи ИДСодержание занятий 1.Предварительный Диагностика знаний, навыков и умений; ориентация в сфере личных интересов ученика. Письменные и устные задания, вопросы, помогающие выявить уровень владения знаниями и умениями, способности и интересы участников УИР. Формирование общих представлений об исследовательской работе. Знакомство с современными проблемами, методами исследования. Обсуждение исследовательских работ, выполнение упражнений, моделирующих исследование. Систематизация, расширение и углубление знаний о предмете. Задания и задачи на систематизацию теоретических знаний по предмету. Развитие языковой рефлексииЗадания, нацеливающие учащихся на самостоятельный подбор материала, ведение записной книжки или дневника исследователя 2. Выбор проблемы исследования Предварительная ориентация в выборе проблемы исследования Обсуждение возможных тем исследования (темы предлагает учитель, учитывая и личные качества учеников, и тематику предстоящих конференций учащихся)
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НАД ПРОЕКТОМ. 3. Изучение научной литературы Приобретение практических навыков работы со справочной и научной литературой. Составление библиографии по теме; разные виды чтения, выделение главной мысли, конспектирование; обсуждение прочитанных научных работ 4. Формулирование темы, гипотезы, определение целей, задач, методов Формирование исследовательских навыков (формулирование темы, гипотезы, постановка целей и задач исследования, определения методов в зависимости от объектов исследования). Консультирование по вопросам формулирования темы, гипотезы, понимания целей и задач работы, по методике проведения исследования 5. Сбор материала Обучение сбору материала или постановке эксперимента. Планирование и проведение эксперимента, сбор материала
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НАД ПРОЕКТОМ 6.Обработка полученного материала Обучение статистической обработке полученного материала и представлению результатов в виде таблиц, диаграмм и т.п. Обработка полученного материала 7. Формулирование выводов Выработка умения формулировать выводы. Систематизация и обобщение результатов работы 8. Создание текста УИР Практическое овладение научным стилем речи. Написание текста исследовательской работы Обучения редактированию научного текста; навыкам «свертывания» и «развертывания» текста Редактирование и оформление работы, составление тезисного плана 9. Представление результатов работы Овладение навыками устного публичного выступления. Представление работы научно- практической конференции школьников. 10. Оценка работыРефлексии на продукт и результат УИР Анализ проделанной работы, обсуждение перспективных планов
Выбор темы работы исследовательской работы первый критерий - личность ребенка, второй критерий - актуальность, общественная значимость темы. третий критерий - практическая потребность.
Учебный результат исследовательской деятельности учащихся Работать с первоисточниками; Наблюдать явления, факты; Объяснять их, сопоставлять, видеть противоречие; Составлять и решать задачу; Формулировать гипотезу; Разрабатывать и проводить эксперимент; Обобщать материал и представлять его в виде текста.