. Содействие госорганам в борьбе с коррупцией в Кыргызской Республике » Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов на примере Закона Кыргызской Республики " О лицензировании » Шевчук С. В
Нормативная база Закон Кыргызской Республики « О борьбе с коррупцией » от 6 марта 2003 года N 51 Закон Кыргызской Республики « О нормативных правовых актах Кыргызской Республики » от 20 июля 2009 года N 241 СТАНДАРТЫ по проведению отдельных видов специализированных экспертиз проектов законов в Жогорку Кенеше Кыргызской Республики, утверждены постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 18 января 2008 года N 75-IV
Коррупция ( коррупционное правонарушение ) представляет собой корыстное деяние должностных лиц, выполняющих определенные функциональные обязанности в государственном секторе, которое ведет к нарушению функциональных обязанностей, возложенных на них по статусу государственного служащего, и иного рода отношений, имеет целью получение незаконных выгод для себя и других и создает угрозу интересам общества и государства. Статья 1 Закона Кыргызской Республики « О борьбе с коррупцией » от 6 марта 2003 года N 51
Цель проведения антикоррупционной экспертизы – выявление в действующих нормативно - правовых документах и проектах коррупциогенных факторов, то есть дефектов норм и правовых формул, которые могут способствовать проявлению коррупции.
Виды антикоррупционной экспертизы внутренняя экспертиза внешняя ( независимая ) экспертиза экспертиза проекта экспертиза нормативного акта
Антикоррупционной экспертизе подлежат проекты законов 1) содержащие положения, направленные на урегулирование вопросов обеспечения конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, правового статуса общественных объединений и СМИ, государственного бюджета, налоговой системы, борьбы с правонарушениями, введения новых видов государственного регулирования предпринимательской деятельности ; 2) содержащие положения, направленные на урегулирование полномочий публичных органов, должностных лиц, включая их нормотворческие, контрольные, разрешительные, регистрационные, юрисдикционные полномочия. СТАНДАРТЫ по проведению отдельных видов специализированных экспертиз проектов законов в Жогорку Кенеше Кыргызской Республики
Специальное требование к проведению антикоррупционной экспертизы 1) наличие бланкетных и ( или ) отсылочных положений проекта закона ; 2) наличие расширенных прав по ведомственному и ( или ) локальному нормотворчеству ; 3) наличие завышенных требований положений проекта закона ( административные барьеры ); 4) наличие дискреционных полномочий должностного лица ; 5) определение компетенции публичных органов, должностных лиц по формуле " вправе "; 6) отсутствие конкурсных процедур ; 7) отсутствие специализированных, детализированных запретов и ограничений для должностных лиц ; 8) отсутствие установленных составов правонарушений со стороны публичных органов, должностных лиц, а также их конкретной ответственности ; 9) отсутствие процедуры доступа к информации ; 10) отсутствие контроля, в том числе общественного, за публичными органами, должностными лицами ; 11) наличие " конфликта интересов ". СТАНДАРТЫ по проведению отдельных видов специализированных экспертиз проектов законов в Жогорку Кенеше Кыргызской Республики
Коррупционные факторы 1 а ) широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления ( их должностных лиц ); б ) определение компетенции по формуле " вправе " - диспозитивное установление возможности совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления ( их должностными лицами ) действий в отношении граждан и организаций ; в ) выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления ( их должностных лиц ); г ) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт ;
Коррупционные факторы 2 д ) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления ( их должностных лиц ) при принятии нормативных правовых актов ; е ) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона ; ж ) отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления ( их должностными лицами ) определенных действий либо одного из элементов такого порядка ; з ) юридико - лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
Действующая ситуация по вопросам лицензирования Закон Кыргызской Республики « О лицензировании » от 3 марта 1997 года N 12 Постановление Правительства Кыргызской Республики « О лицензировании отдельных видов деятельности » от 31 мая 2001 года N 260
Закон Кыргызской Республики « О лицензировании » В редакции Законов КР : от 14 февраля 1998 года N 13, 24 апреля 1998 года N 53, 7 июля 1998 года N 87, 12 сентября 1998 года N 121, 27 ноября 1999 года N 131, 18 января 2001 года N 13, 12 июня 2001 года N 48, 17 февраля 2003 года N 38, 18 февраля 2003 года N 41, 10 марта 2003 года N 59, 11 июня 2003 года N 95, 1 августа 2003 года N 165, 24 декабря 2003 года N 239, 13 августа 2004 года N 129, 27 января 2006 года N 21, 28 апреля 2007 года N 45, 19 апреля 2008 года N 62, 28 апреля 2008 года N 73, 2 июня 2008 года N 105, 12 июня 2008 года N 118, 23 июня 2008 года N 126, 23 октября 2008 года N 232, 20 ноября 2008 года N 241, 31 июля 2009 года N 258, 13 октября 2009 года N 270)
Статья 5. Органы, осуществляющие лицензирование 1. Выдача лицензий получателю ( лицензиату ) производится министерствами, ведомствами и другими органами управления ( лицензиарами ), ведающими данным видом лицензируемой деятельности, определяемыми законодательными актами и Правительством Кыргызской Республики.
Статья 9. Виды деятельности, подлежащие обязательному лицензированию Наличие лицензии требуется для следующих видов деятельности : 7) частная медицинская и ветеринарная практика
Глава 21 Особенности лицензирования деятельности, связанной с осуществлением частной медицинской практики 3. Лицензированию подлежат следующие виды медицинских услуг : 1) амбулаторно - поликлиническая медицинская помощь в организациях здравоохранения и ( или ) на дому : - акушерство и гинекология ; - андрология ; - анестезиология и реаниматология ; - генетика ; - гериатрия ; - дерматовенерология ; - иммунология ; - иммунопрофилактика ; - инфекционные болезни ( не особо опасные инфекции ); - колопроктология ; - косметология : терапевтическая ; хирургическая ; - наркология ;
Статья 15. Сроки рассмотрения заявления о выдаче лицензии Лицензии выдаются не позднее месячного срока со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами.
Статья 19. Приостановление действия лицензии и ее отзыв 1. За однократное, не повлекшее большой ущерб, неисполнение лицензиатом требований, содержащихся в лицензии, лицензиат подвергается письменному предупреждению.
Спасибо за внимание