Подготовка и повышение квалификации учителей и проблемы введения ФГОС Шиян О.А. Институт проблем образовательной политики «Эврика» Байкальский образовательный форум, 2012
ФГОС и подготовка кадров: болевые точки 1. Нет «новой дидактики», соответствующей требованиям ФГОС. 2. У педагогов нет «знания о своем незнании»: результаты мониторинга введения ФГОС НОО. 3. Нет мотивации «инвестировать в себя»: тактика повышения нагрузки вместо повышения качества
Проблемы педагогического образования 1. Студенты без опыта учебной деятельности должны формировать учебную деятельность у детей 2. «Практика»: воспроизведение старых образцов. Замкнутый круг: педагогический вуз – школа – вуз. Старая система воспроизводит себя. Достижения школьного образования не проникли в педагогическое
Несоответствие требований стандартов педагогического и общего образования Стандарт пед.образования Требования стандарта школы Компетенции в области педагогической деятельности готов применять современные методики и технологии для обеспечения качества учебно- воспитательного процесса способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников разрабатывать программу учебной дисциплины; Разрабатывать задания, направленные на формирование предметных грамотностей на трех уровнях (формальном, предметном и функциональном); метапредметных умений; Разрабатывать и конструировать задания, позволяющие оценить сформированность предметных грамотностей на трех уровнях (формальном, предметном и функциональном); метапредметных умений, индивидуального прогресса
Векторы изменений Изменение содержания профессионального образования: студент должен получить опыт учебной деятельности Изменение содержания и системы оценки профессиональной компетентности педагогов: оценка компетентностей
Изменение содержания профессионального образования Противоречие: нормативная подготовка к рефлексивной деятельности Ведущая деятельность: коллективно- распределенное профессиональное мышление Формирование теоретического мышления и рефлексии в рамках теоретических курсов Формирование и оценка новых результатов Формирование рефлексии в ходе практики Поставленные задачи Действия детей Мои реакции Незапланированные ситуации, их причины Анализ эффективности: соотнесение цели и результата, поиск разрывов Проект следующего шага
Острый вопрос Педагогическое образование или теоретическое мышление? «Спор» колледжа и вуза.
Изменение системы и содержания оценки профессиональной компетентности педагогов Нужны ли квалификационные испытания для получения лицензии на преподавательскую деятельность? Нужна ли практика по типу ординатуры для допуска к квалификационным испытаниям? Какими должны быть квалификационные испытания?
Уровни формирования профессиональных компетентностей Репродуктивный уровень: студент понимает, как ориентация на метапредметную результативность (универсальные учебные действия или способности – в дошкольном возрасте) проявляется в конкретных разработках учебных программ дисциплин, заданиях и диагностических процедурах. Пользовательский уровень: студент может из предложенного набора формирующих заданий, оценочных процедур или инструментов, а также программ выбрать те, которые соответствуют поставленной диагностической или развивающей задаче. Конструктивный уровень: студент может сам предложить вариант (задания, программы, инструмента оценки), соответствующий поставленной (в КИМ) задаче. – разрабатывает оценочные процедуры исходя из того, что именно формируется у ребенка, – разрабатывает задания в зависимости от того, какие результаты демонстрирует ребенок на данный момент по итогам проведения конкретной оценочной процедуры (или проведения диагностики).
Структура контрольно- измерительных материалов Репродуктивнй уровнь Пользовательс кий уровень Конструктивны й уровень программыВыбрать программу, ориентированну ю на формирование УУД Выбрать адекватную рецензию на программу Сконструироват ь фрагмент программы ЗанятияВыбрать вариант задания, направленного на формирование УУД Выбрать вариант занятия, соответствующе го задаче Сконструироват ь вариант занятия, соответствующе го задаче Инструменты оценки Выбрать вариант инструмента оценки, направленного на оценку УУД Выбрать вариант инструмента оценки, соответствующе го задаче Сконструироват ь вариант инструмента оценки, соответствующе го задаче
Проблемы повышения квалификации 1. Отсутствие системы технологического переоснащения педагогов 2. Отсутствие мотивации для «инвестиций в свое образование»: Нет внятной системы стимулирования качества по детским результатам Нет четких, «замкнутых на ФГОС, критериев присвоения квалификационных категорий.
Результаты мониторинга введения ФГОС НОО Являются ли педагоги вузов и ИПК носителями профессиональных педагогических компетентностей? Какой процент педагогов в ходе ПК на практике осваивал новые технологии? Исократ и ПК
В. Лави. Израиль: оплата по результатам. Эксперимент – Формальные результаты эксперимента: Повышение количества детей, сдававших экзамены Повышение количества детей, сдавших экзамен Повышение среднего балла сдавших экзамен Изменения в работе педагогов: Более частое использование работы в малых группах Выделение групп детей по уровням развития способностей Использование дополнительного времени для индивидуальной подготовки к экзаменам
Исследование Мона Муршед, Чинези Чийоке, Майкл Барбер «Как лучшие системы школьного образования продолжают совершенствоваться» 2007.
Системы школьного образования с сопоставимым уровнем затрат значительно разнятся по показателям деятельности
На каком бы уровне развития ни находилась система, она может значительно улучшить результаты образования в течение всего шести лет
Что делать? Характеристика ОС Ключевые меры От удовлетворительного к хорошемуВведение системы внешней оценки От хорошего к очень хорошемуПовышение квалификации, ориентированное на результат: Стажерские площадки Коучинг: сетевая организация Единый школьный округ Лонг-Бич (LBUSD) в Калифорнии: обучение происходит в три этапа: «смотри», «присоединяйся», «делай сам». От очень хорошего к отличномуПоддержка инновационных школ
Поддержка инноваций: логика наиболее продвинутых образовательных систем СИНГАПУР 1980 год – открытие «Института методических разработок» Конец 80-х появление автономных, независимых, самоуправляющихся школ 1995 – победа в TIMSS 1996 год – закрытие Института методических разработок 1997 год – проект «Thinking school, learning nation («Мыслящая школа, просвещенная нация») Фаза «высвобождения потенциала»: смена способа управления – отказ от инспектирования, сеть профессиональных сообществ
«Все эпохи являются переходными» А.Ф. Лосев. Хорошая школа как ресурс профессионального образования Изменение содержания теоретического образования и практик: развивающее образование в вузе и стажировочные площадки Перераспределение акцентов и средств в системе педагогического образования и повышения квалификации Инновационные школы как «школы стандарта»: «коучи» - методическое обеспечение стандарта