Интерактивное обучение: процессы, условия обеспечения Интерактивное обучение: процессы, условия обеспечения
ЦЕЛЬ: продвижение инновационных технологий в образовательный процесс с целью формирования компетенций студентов
Запрос общества: компетентный в своей области специалист
процессов, явлений, событий, свойств, законов и закономерностей, отношений и др. Создать условия для появления у студентов мотива к личностному и профессиональному росту Создать условия для реализации «Я – концепции» («Я – могу» - «я – хочу» - «я – нравлюсь») Создать условия для приобретения студентами средств познания и исследования мира 3
Скуки, принуждения и лени; Пассивности и страха ожидания «палки» - двойки; «Неуда» на контрольной работе или на экзамене и желания увернуться от него. Студент испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или - выведенное самостоятельно понятие. Студент открывает мир для себя - себя в этом мире. Педагог ведет студента по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью студента, сам испытывая при этом радость творчества. 5
Школа "развития" ориентируется на личность обучаемого. Частным случаем развития личности является овладение студентами такими мыслительными операциями, как синтез, сравнение, обобщение, классификация, индукция, дедукция, абстрагирование и пр. Существенным становится появление у студентов потребности, интереса, мотива к личностному росту, изменению себя, развитию эмоционально-образной сферы, приобретению опыта эмоционально- ценностных отношений. Школа "памяти" строится на традиционных основах: классно-урочной системе обучения, преобладающем иллюстративно- объяснительном методе преподавания, фронтальной форме организации учебного пространства, контроле и опросе репродуктивного типа и т.д. 9
Критерием развития эмоционально- образной сферы может быть комфортность студента в образовательном пространстве Целевой установкой этой школы является формирование у студентов знаний, умений, навыков. Ведущий тип деятельности студентов - воспроизводящий. Критерием развития деятельностной сферы может быть умение осуществлять деятельность в нетиповой, нестандартной ситуации, формирование общих и профессиональных компетенций. В наилучшем варианте происходит обогащение и развитие памяти обучаемого. Поэтому-то ее и называют «школой памяти». 10
«Не давайте готовых истин. Пусть студенты до всего доходят сами. Ваша роль - направить и помочь»
Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога. Интерактивное обучение это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие в диаде: «У – у», «у - у».
Этапы интерактивного процесса обучения 1.Целеполагание 2.Отбор содержания 3.Овладение компетенциями (знаниями, умениями, способами действия) 4. Расширение, углубление, закрепление знаний и умений 5. Контроль качества результатов обучения 6. Анализ, рефлексия 7. Коррекция
Целеполагание Цель – прогнозируемый конечный результат Ц Дпр.= М + Пд + У
Отбор содержания
XXI век век огромных потоков информации Один из инструментов, который позволяет:, - эффективно структурировать и обрабатывать информацию; - мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал - ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ
ВИДЫ СОВРЕМЕННЫХ ВИДЫ СОВРЕМЕННЫХЛЕКЦИЙ Лекция- консультация Лекция- пресс-конференция Лекция- интервью Лекция- провокация Лекция- визуализация Лекция- ситуация Лекция- дискуссия Конспект -лекция Лекция с обратной связью «Лекция вдвоем»
Расширение, углубление и закрепление знаний Дискуссия Круглый стол Тренинг Ролевая игра Имитацио нная игра Тесто- тренинговая система Факультатив Олимпиада Семинар
Современные технологии контроля знаний Технология «Сеть» Технология «Эксперты» Технология «Интервьюи рование» Технология «Консультиро вание» РейтингТестирование Федеральный Интернет- экзамен
Сравнительные особенности традиционной и интерактивной технологии обучения 1. Цель Формирование знаний, умений и навыков Развитие личности, формирование компетенций 2. Интегральная характеристика «Школа памяти»«Школа развития» 3. Преобладающий тип и характер взаимоотношений Субъект - объектныйСубъект - субъектный 4.Девиз педагога «Делай как я» «Не навреди» 5.Характер и стиль взаимодействия Авторитарность Демократичность 6. монологичность, закрытость диалогичность, открытость, рефлексивность Формы организации дидактического процесса Фронтальные, индивидуальные Групповые, коллективные Особенности ТрадиционнаяИнтерактивная Характеристики образовательных моделей
«Формула обучения» Ведущий тип деятельности осваиваемый студентом: Методы обучения Особенности Традиционная «Интерактивная Характеристики образовательных моделей 7. Иллюстративно- объяснительные, информационные Проблемные: проблемного изложения частично-поисковый, эвристический исследовательский 8. Репродуктивный, воспроизводящий Продуктивный, творческий, проблемный 9. Знания – репродуктивная деятельность Деятельность - рефлексия - знания 7
Позиция обучающегося Функции учителя Способы усвоения Особенности ТрадиционнаяИнтерактивная Характеристики образовательных моделей 11. Заучивание, деятельность по алгоритму Поисковая мыслительная деятельность, рефлексия 12. Носитель информации, хранитель норм и традиций, Организатор, консультант, пропагандист дисциплинарных знаний управляющий поисковой работой студентов (тьютор) 13. низкая мотивация личностного роста наличие интереса к деятельности Пассивность,Активность, отсутствие интереса, наличие мотива к самосовершенствованию, 8