Международный опыт участия студентов в процедурах оценки качества образования. Возможности российского студенчества. ТИМОШИН ПЁТР АЛЕКСАНДРОВИЧ
Европейская ассоциация гарантии качества высшего образования некоммерческая организация, осуществляющая независимый контроль учебных заведений. Была основана в 2000 году в Хельсинки странами- участниками Болонского соглашения.
Основные цели ENQA Представление членов ENQA на уровне Европы при принятии политических решений в области высшего образования; Выступление в качестве научно- исследовательского центра для развития сферы гарантии качества; Создание эффективной коммуникационной площадки для обмена опытом и знаниями.
Опыт Норвегии: Необходимо выдвинуть на передний план преимущества участия студентов в оценке агентств гарантии качества
Студенты выполняют несколько параллельных функций в экспертных комиссиях по оценке вузов Во-первых, представитель студентов – это в первую очередь студент и как таковой – единственный, кто способен увидеть ситуацию с точки зрения студента и учащегося. Во-вторых, в Норвегии у студентов, которых выбирают в состав экспертной комиссии, как правило, уже есть опыт такой работы либо на уровне вуза, либо на национальном уровне. Они понимают и знают систему высшего образования, что является очень важным, и способны воспринимать ситуацию глазами студентов, что нельзя сказать о других членах комиссии. Третья функция студентов заключается в том, что они являются заинтересованными в высшем образовании лицами, вкладывая в образование время и деньги. Они проявляют особый интерес к факторам, влияющим на то, чтобы сделать образование выгодным капиталовложением.
Функции студентов в процедуре оценки качества высшего образования Представитель студентов – единственный, кто способен увидеть ситуацию с точки зрения учащегося; Знание системы высшего профессионального образования; Заинтересованность в изменении существующей системы образования.
В состав экспертных комиссий должны входить студенты, эксперты и академический персонал. Они должны взаимодействовать и дополнять работу друг друга.
Учтастие студентов в обеспечении гарантии качества образвания в Финляндии Принятие решений на уровне университета Студенты Другой персоналПреподаватели
Студенты способны на большее, чем просто выступать в роли поставщиков информации Во многих университетах Финляндии студенты сами разрабатывают анкеты или делают это в тесном сотрудничестве с академическим персоналом. Часто студенты сами собирают и анализируют обратную связь.
Заинтересованные лица в оценке качества образования в Каталонии Студенты Университеты Агентство Каталонии Образовательные курсы Распространение среди однокурсников Новые эксперты
Студент-эксперт: студент вуза или недавний его выпускник; специалист в данной области знаний; имеет опыт в сфере гарантии качества или занимает руководящие должности в студенческих структорах вуза; имеет опыт представления проблем студенчества на уровне факультета, вуза, страны; обладает аналитическими умениями; умеет подготовить письменный отчет; имеет коммуникативные умения; интересуется и понимает систему высшего образования в более широком смысле.
Проблемы, связанные с привлечением студентов в процесс оценки Трудность в вопросе вовлечения студентов в процесс и процедуры гарантии качества – нехватка времени у студентов; Сложность в отборе студентов, обладающих необходимыми компетенциями для участия в процедурах оценивания качества; Отсутствие знания культурных особенностей и систем образования в других странах; Ограниченность числа студентов, принимающих участие в выборах ректора и в студенческих ассоциациях, их пассивность при принятии решений.
Россия
Задачи ВСС 1.Создание представительств во всех регионах Российской Федерации; 2.Участие в разработке и содействии в реализации федеральных, региональных и муниципальных программ; 3.Выступление с инициативами по различным вопросам общественной жизни; 4.Взаимодействие, объединение средств и усилий с заинтересованными органами государственной власти и местного самоуправления; 5.Информационная, рекламная, издательская и полиграфическая деятельность в целях популяризации взглядов, целей и задач студенчества.
Агентство стремится внести вклад в развитие образовательных учреждений и системы образования в целом и окажем профессиональное содействие руководству образовательного учреждения в оптимизации системы управления и внутреннего контроля, раскрытии потенциала и повышении конкурентоспособности образовательного учреждения.
Как заинтересовать студентов? обеспечение студентов обучающими и инструктивными материалами; консультационные тренинги; принятие законодательных актов, в которых прописаны права участия студентов; внимание к качеству информации, которую студенты получают о своей образовательной программе.
Органы студенческого самоуправления способствуют содействию учебной и научной деятельности студентов; участию в разработке и осуществлении государственных программ в области образования и науки; проведению исследований в области образования; разработке предложений по повышению качества образовательного процесса с учетом научных и профессиональных интересов студентов; поддержке студенческих научных структур, а также инициатив в области научных и прикладных исследований, внедрению их результатов; повышению интереса молодежи, студенчества к получению знаний и образования.
Выводы 1. Обмен опытом с европейскими специалистами по вовлечению студентов в процессы оценки качества образования – первоначальный этап модернизации существующей системы. 2. Необходимо информаировать студентов о их правах и обязанностях, о существующих программах. 3. Студенты должны проявлять инициативу через Студенческие советы и другие студенческие организации. 4. Только совместная работа экспертов, студентов, административного и профессорско-преподавательского состава вузов может принести лучшие результаты.