Памятки по русскому языку (1-4 класс) (сист. Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова) Составила учитель начальных классов МОУ «Гимназия53 г.Магнитогорска Руппель Елена Геннадьевна
Звуки и буквы Предложение Правописание сочетаний. Большая буква в им. собств. Слабые позиции для гласных Слабые позиции для согласных Части речи Правила переноса Таблица падежных изменений Спряжения действий Правила без проверки в падежных окончаниях Проверка орфограмм в падежных окончаниях
ПРЕДЛОЖЕНИЕ: Оформление предложений на письме. Члены предложения. Связь слов в предложении.
ОФОРМЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ НА ПИСЬМЕ: всегдас большой буквы Начало предложения всегда пишется с большой буквы. Если предложение повествовательное, то в конце него ставится точка. На улице идёт дождь. вопросительное вопросительный знак Если предложение вопросительное, то в конце него ставится вопросительный знак. Почему идёт дождь? восклицательное, восклицательный знак Если предложение восклицательное, то в конце него ставится восклицательный знак. Как прекрасен этот мир!
ПРАВОПИСАНИЕ СОЧЕТАНИЙ: ии жи-шии уу чу-щуа аа ча-щау чк-чнь машина а чайка у щука кочка
БОЛЬШАЯ БУКВА В ИМЕНАХ СОБСТВЕННЫХ: имена, отчества, фамилии людей клички животных названия городов, сёл, деревень названия рек, озер, морей названия планет ИПИ Иван Петрович Иванов Мурка кошка Мурка Магнитогорск город Магнитогорск У река Урал З планета Земля
Слабые позиции для гласных : ПроверяемыеНепроверяемые измени слово так, чтобы эта гласная оказалась в сильной позиции смотри в словарь сл_ны – слон ш_ры - шар огород капуста
СЛАБЫЕ ПОЗИЦИИ ДЛЯ СОГЛАСНЫХ: Чтобы проверить слабую позицию для согласного измени слово так, чтобы этот согласный оказался в сильной позиции (т.е. перед гласным или сонорным согласным) гри_ - грибы кни_ка - книжечка вё_ - везла
ЗВУКИ И БУКВЫ: Гласные Гласные Согласные Согласные Алфавит
ЧАСТИ РЕЧИ имя существительное имя существительное (одушевлен. или неодушевл.) вопросы: кто? что? имя прилагательное вопросы: какой? какая? какое? какие? глагол вопросы: что делать? что делал? что делает? КНИГА НОВАЯ КУПИЛ РЕБЁНОК ВЕСЁЛЫЙ ИГРАЕТ
А аБ бВ вГ гД дЕ е Ё ёЖ жЗ зИ ийК к Л лМ мН нО оП пР р С сТ тУ уФ фХ хЦ ц Ч чШ шЩ щъыь Э эЮ юЯ я 33 буквы
БУКВЫ, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ: аоуыэ яёюие Запомни: букв – 10 звуков – 6 указывают на твёрдость согласного мама, губы указывают на мягкость согласного няня, тени
БУКВЫ, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ: нмлрйбвгджз пфктшсхцчщ звонкие глухие парные по звонкости - глухости Обозначают всегда твёрдые звуки: Ж, Ш, Ц Обозначают всегда мягкие звуки: Й, Ч, Щ
: ПРАВИЛА ПЕРЕНОСА : Слова можно переносить только по слогам: РО - ЛИКИ или РОЛИ – КИ 2. Слова, состоящие из одного слога, не переносятся: СЛОН, КОНЬ 3. Одну букву не переноси и не оставляй на строке: НЕЛЬЗЯ: У-ХО или УХ-О 4. Буквы Й, Ъ, Ь не переносятся: ЧАЙ - КА, ПОДЪ – ЕЗД, КОНЬ – КИ 5. При переносе слов с удвоенными согласными, одна согласная остается на строке, другая переносится: ХОК - КЕЙ, ВАН - НА
СВЯЗЬ СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ: Предложение – слово или несколько слов, связанные между собой по смыслу. Предложение выражает законченную мысль. Словосочетание – два или несколько слов, связанных между собой грамматически (подчинительной связью). Грамматическая основа (взаимная связь) не является словосочетанием. По морю плывёт корабль.- предложение Плывёт корабль – (взаимная связь) плывёт (где?) по морю – словосочетание (подчинительная связь)
ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ: (о ком? или о чем? говорится в предложении?) (что говорится о подлежащем?) Грамматическая основа (Главные члены предложения) (Главные члены предложения)подлежащее сказуемое главные второстепенные Члены предложения делятся на главные и второстепенные. Дети весело играют.
Таблица падежных изменений: 1.И.п. (есть кто? что?) стена 2.Р.п. (нет кого? чего?) стены 3.Д.п. (рад кому? чему?) стене (столу) 4.В.п. (вижу кого? что?) стену 5.Т.п. (доволен кем? чем?) стеной 6.П.п.(думаю о ком? о чём?) о стене(о столе)
Правила без проверки в падежных окончаниях: У слов – предметов: 1.В И.п., мн.ч. окончания –ы(-и) или –а(-я) можно писать без проверки ( парты, книги,окна, звенья). 2.В Т.п., мн.ч. в окончаниях –ами(-ями), последний звук всегда обозначается буквой И (слонами, степями). 3.В Р.п., мн.ч. в окончаниях –ов(-ев) последний звук всегда обозначается буквой В (садов, деревьев). У слов – признаков: 1. В И.п., ед.ч, ж.р. в окончаниях –ая(-яя) последний звук всегда обозначается буквой Я (красная, синяя). 2.В И.п., ед.ч., с.р. в окончаниях –ое(-ее) последний звук всегда обозначается буквой Е (зелёное, синее). 3. В И.п., мн.ч. в окончаниях –ые(-ие) последний звук обозначается буквой Е (пустые, синие).
Спряжения действий: 1. Ко 2 спряжению слов – действий относятся: 1) все инфинитивы на -ить (кроме брить, стелить); 2) 7 инфинитивов на –еть: обидеть, видеть, ненавидеть, вертеть, смотреть, зависеть, терпеть; 3) 4 инфинитива на –ать: гнать, держать, слышать, дышать. 2. (Все остальные инфинитивы относятся к 1 спряжению) 3. Слово хотеть – разноспрягаемое: 1спр. 2 спр. я хочу мы хотим ты хочешь вы хотите он хочет они хотят
Подлежащее: Чаще бывает выражено именем существительным или местоимением в именительном падеже. сущ. Дети весело играют. мест. Летом мы поедем на дачу.
Сказуемое: Может быть выражено: Глаголом Дети весело играют. Кратким прилагательным Лес осенью сказочно красив. Существительным Волга – великая русская река.
Проверка орфограмм в падежных окончаниях: Слова – «помощники» для предметов: Ж.Р. (с окончанием –а,-я + м.р.) – стена М.Р. (с нулевым окончанием) – слон Ж.Р. (с нулевым окончанием) - степь С.Р. – окно МН.Ч. – слоны (степей) Слово – «помощник» для признаков: пустой