1 Новые инструменты государственной инвестиционной политики М.С. БЫСТРОВ Заместитель руководителя Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами
2 Преимущества ГЧП Повышение качества услуг Повышение уровня конкуренции, обеспечивающее стабилизацию (снижение) тарифов Разделение рисков ГосударствоГосударство предоставление дополнительных гарантий инвесторам возможность заработать деньги в сфере традиционного доминирования государственных компаний БизнесБизнес снижение бюджетных затрат на развитие инфраструктуры увеличение поступлений от налогов и других выплат в бюджет привлечение средств в крупномасштабные проекты Общество Развитие экономической и социальной инфраструктуры Повышение инвестиционной и инновационной активности Задачи ГЧП Преимущества государственно- частного партнерства
3 Вызовы для российской экономики Решения в рамках государственно-частного партнерства Особые экономические зоны Инвестиционный фонд «Узкие места» (по оценке иностранных инвесторов) Конфликты между бизнесом и государством Административные барьеры Неразвитость инфраструктуры Несовершенство налоговой и таможенной системы Равноправное участие в совместных проектах Реализация принципа «одного окна» Финансирование создания инфраструктуры Налоговые и таможенные льготы (в особых случаях) Виды ГЧП Концессии Виды государственно- частного партнерства
4 Механизм концессии Доверительное управление Подряд Концессии Аренда Отличие концессий от других видов правоотношений определяется целью, с которой государство вступает в эти отношения Другие договора Основная цель: привлечение частных инвестиций для качественного улучшения и использования государственного и муниципального имущества, а также создание нового имущества Обязательное условие концессионного соглашения: осуществление концессионером инвестиций в строительство или реконструкцию существующего объекта с целью качественного улучшения его свойств и в соответствии с условием его целевого использования
5 Задачи, решаемые законом о концессиях Создание правовой основы регулирования концессионных отношений Снижение бюджетных затрат на создание, реконструкцию и эксплуатацию государственного и муниципального имущества Увеличение поступлений от налогов и других выплат в бюджеты всех уровней Предоставление дополнительных гарантий инвесторам, осуществляющим инвестиции в государственное (муниципальное) имущество Снижение рисков
6 Договор концессии Концедент Концессионер Передача прав владения и пользования объектом Создание и (или) реконструкция объекта и его дальнейшая эксплуатация автомобильные и железные дороги дорожные сооружения (мосты, тоннели, пропускные пункты) трубопроводы морские и речные порты специальные морские и речные суда (ледоколы) Аэродромы и их инфраструктура гидротехнические сооружения объекты по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии объекты коммунального хозяйства метрополитен и другой транспорт общего пользования инфраструктура лечебно- профилактической, медицинской деятельности, отдыха и туризма объекты здравоохранения, образования, культуры и спорта Схема концессионного соглашения
7 СПК Концедент Банки или финансовые организации Структура концессии Концессионер Концессионное соглашение Концессионное соглашение финансирование Участие в СПК Управление объектом концессии
8 Промышленно- производственные –Площадь не более 20 км 2 –Срок существования не более 20 лет –Размещение объектов производственного назначения –Капитальные вложения не менее 1 млн. в первый год Технико-внедренческие –Площадь не более 2 км 2 –Срок существования не более 20 лет –Ведение технико- внедренческой деятельности Туристско- рекреационные Поправки в законодательство рассматриваются Государственной Думой Портовые Поправки в законодательство находятся в стадии разработки ? Типы особых экономических зон
9 Преимущества работы в ОЭЗ АдминистративныеТаможенныеНалоговые По налогу на прибыль организаций –Ускоренная амортизация с коэффициентом 2 –Снятие ограничений по переносу убытков на будущий период –Ускоренный порядок признания расходов на НИОКР Пониженная ставка ЕСН в технико- внедренческих ОЭЗ Освобождение от налога на имущество и земельного налога на 5 лет Ввоз иностранных товаров на территорию ОЭЗ без уплаты таможенных пошлин и НДС Реализация принципа «одного окна» Защита от неблагоприятного изменения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах Преимущества работы в ОЭЗ для инвестора Преимущества работы в ОЭЗ
10 Томск разработка новых материалов Елабуга (Татарстан): производство автокомпонентов, нефтехимической продукции Липецкая область производство бытовой электроники Дубна (Московская обл.) разработка информационных и ядерно-физических технологий Москва (Зеленоград) разработка изделий микро- и наноэлектроники Санкт-Петербург разработка высокотехнологичной продукции Регионы, в которых созданы ОЭЗ Регионы, в которых созданы особые экономические зоны
11 Правовое регулирование особых экономических зон Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» 116-ФЗ от 22 июля 2005 года; Федеральный закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» 117-ФЗ от 22 июля 2005 года; Указ Президента РФ «О Федеральном агентстве по управлению особыми экономическими зонами» 855 от 22 июля 2005 года Постановление Правительства РФ «О Федеральном агентстве по управлению особыми экономическими зонами» 530 от 19 августа 2005 года; Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о проведении конкурса по отбору заявок на создание особых экономических зон» 563 от 13 сентября 2005 года; Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил оформления и подачи заявки на создание особой экономической зоны» 564 от 13 сентября 2005 года.
12 Цели создания Инвестиционного Фонда : Привлечение частного капитала к осуществлению важнейших инфраструктурных проектов национального масштаба через развитие государственно-частного партнерства Развитие системы финансирования инновационных проектов с привлечением частного капитала и лучшего международного опыта венчурного финансирования Создание условий для диверсификации структуры российской экономики и обеспечения устойчивого экономического роста Инвестиционный Фонд Российской Федерации Инвестиционный фонд РФ - средства, предусмотренные в федеральном бюджете и перспективном финансовом плане Российской Федерации, направляемые на государственную поддержку инвестиционных проектов, реализуемых на условиях государственно-частного партнерства.
13 Поддержка инвестиционных проектов из Инвестиционного фонда 2008 г. 91,4 млрд. руб г. 95,8 млрд. руб г. 69,7 млрд. руб. Предоставление государственных гарантий Направление средств в уставные капиталы юридических лиц Софинансирование проектов на договорных условиях Направления поддержки: Формы поддержки: Создание и развитие инфраструктуры Обеспечение институциональных преобразований Создание и развитие элементов инновационной системы Минимальная стоимость проекта – 5 млрд. руб. Разработка проектной документации Направления и формы поддержки проектов
14 Критерии отбора проектов Качественные критерии Соответствие приоритетам Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу Наличие частного партнера Невозможность реализации проекта без государственной поддержки Наличие положительных социальных эффектов Наличие положительного заключения инвестиционного консультанта Бюджетная эффективность Приведенный размер совокупных налоговых поступлений и иных доходов федерального бюджета, обусловленных реализацией проекта, должен превышать суммарный объем средств государственной поддержки Количественные критерии Финансовая эффективность Чистая приведенная стоимость проекта, рассчитанная с учетом государственной поддержки, положительна Экономическая эффективность Объем вклада проекта в увеличение ВВП превышает 0,01 %
15 Экспертиза инвестиционных проектов Инвестиционный консультант инициатора проекта Главгосэкспертиза России Отраслевое федеральное министерство (заключения по инвестиционному проекту) МЭРиТ РосОЭЗ Инвестиционный консультант МЭРиТ ( заключение о соответствии проекта критериям отбора) Инвестиционная комиссия (рекомендации о предоставлении государственной поддержки инвестиционному проекту) Правительственная комиссия (решение о предоставлении государственной поддержки) I II III IV
16 Контроль и мониторинг инвестиционных проектов Ответственный исполнитель Правительственная комиссия Решение о приостановке (прекращении) проекта МЭРиТ Инвестор - Партнер Реализация проекта на условиях инвестиционного соглашения Отчеты о ходе реализации проектов Предложения о приостановке либо прекращении реализации проекта Соглашение выполняется Минфин России Соглашение не выполняется Ежегодное направление лимитов расходных обязательств Ежеквартальные отчеты РосОЭЗ Анализ отчетов о ходе реализации проектов
17 Правовая база Инвестиционного Фонда Постановления Правительства Российской Федерации «Об Инвестиционном фонде Российской Федерации» (от 23 ноября 2005 г. 694) Приказы Минэкономразвития России «Об утверждении формы заявки на предоставление государственной поддержки за счет средств Инвестиционного фонда РФ и методических рекомендаций по ее заполнению» (от ) «О Правительственной комиссии по инвестиционным проектам, имеющим общегосударственное значение» (от 23 ноября 2005 г. 695 ) «О проведении отбора инвестиционных проектов, претендующих на получение государственной поддержки за счет средств Инвестиционного фонда РФ» (от ) «Об утверждении Положения об Инвестиционной комиссии по отбору инвестиционных проектов, претендующих на получение государственной поддержки за счет средств Инвестиционного фонда РФ, и ее состава» (от ) Распоряжение Правительства Российской Федерации Форма паспорта инвестиционного проекта (от 20 марта 2006 г. 391-р) Совместный приказ Минэкономразвития и Минфина России «Об утверждении методики расчета показателей и применения критериев эффективности инвестиционных проектов, претендующих на получение государственной поддержки за счет средств Инвестиционного фонда РФ»