Урок в 10 классе Малевановой Ю.А.
Технический слайд: Роман «Отцы и дети» изучается в рамках монографической темы. Тематика предыдущего урока: «За невлюбленными людьми любовь идет, как привиденье». Любовь в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»; Далее: Классное сочинение по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети». В качестве домашнего задания было задано: класс был разбит на три группы, и каждая группа должна была выполнить определенный вид работы: 1 группа – ознакомиться со статьей М.А. Антоновича «Асмодей нашего времени» + 1 ученику подготовить краткие сведения биографии известного критика; 2 группа – ознакомиться со статьей И. Писарева «Базаров» + 1 ученику подготовить краткие сведения биографии известного критика; 3 группа – найти материал, сообщающий о личном отношении И.С. Тургенева к своему герою.
Цели урока: образовательная: познакомиться с полемикой вокруг романа «Отцы и дети»; создав проблемную ситуацию, побудить учеников к высказыванию собственной точки зрения; обобщение знаний, полученных при изучении произведения; Развивающая: формировать умение анализировать текст критической статьи; развивать умение выражать свои мысли, обобщать, делать выводы; развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас; продолжать работу по развитию культуры речи школьников; воспитательная: формирование навыков работы в группе; воспитание общечеловеческих ценностей, а также интереса к искусству слова.
Методы: Объяснительно-иллюстративный метод; Эвристический (беседа, анализ эпизода и др.).
Оборудование: текст романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», а также тексты критических статей ( М.А. Антонович «Асмодей нашего времени»; И.Писарев «Базаров» ), мультимедийная презентация.
Ну и досталось же ему за Базарова, беспокойного и тоскующего Базарова (признак великого сердца), несмотря на весь его нигилизм. Ф.М. Достоевский
М.А. Антонович «Асмодей нашего времени». Журнал «Современник». «Вместо изображения отношений между «отцами» и «детьми» вы написали панегирик «отцам» и обличение «детям»; да и «детей» вы не поняли, и вместо обличения у вас вышла клевета…Роман есть не что иное, как беспощадная и разрушительная критика молодого поколения…».
Слово учителя: М.А. Антонович – радикальный русский литературный критик, философ, публицист. Был сотрудником журнала «Современник». Выступал за демократическую, разночинскую литературу. Полемизировал с журналом Д.И. Писарева «Русское слово». Стоить отметь, что с самого выхода в свет романа «Отцы и дети» начинается его оживленное обсуждение в печати, которое сразу же приобрело острый полемический характер. Почти все русские газеты и журналы откликнулись на появление романа. Произведение порождало разногласия как между идейными противниками, так и в среде единомышленников, например, в демократических журналах «Современник» и «Русское слово». Спор, по существу, шел о типе нового революционного деятеля русской истории. «Современник» откликнулся на роман статьей М. А. Антоновича «Асмодей нашего времени». Обстоятельства, связанные с уходом Тургенева из «Современника», заранее располагали к тому, что роман был оценен критиком отрицательно. Антонович увидел в нем панегирик «отцам» и клевету на молодое поколение. Давайте же поподробнее рассмотрим данную статью и ознакомимся с позицией самого М.А. Антоновича.
Примерный круг вопросов к 1 группе: Ваше первое впечатление о статье М.А. Антоновича «Асмодей нашего времени»? Обратимся к понятию «асмодей». Каково лексическое значение этого слова? Согласны ли вы с таким определением? Каково отношение Антоновича к роману И.С. Тургенева? Каково отношение автора романа к своим героям, по мнению автора статьи? С какой целью написан роман, по мнению критика? Какие из суждений оказались для вас неожиданными? Выскажите свое отношение к роману Тургенева. Нужны ли Базаровы России? И проч.
И. Писарев «Базаров». Журнал «Русское слово». «На людей, подобных Базарову, можно негодовать, сколько душе угодно, но признавать их искренность - решительно необходимо…».
Слово учителя: Д.П. Писарев - выдающийся критик, публицист, прошел недолгий, но противоречивый путь творческого развития. У Писарева можно поучиться мудрому, тонкому пониманию души. В нем проявились такие индивидуалистические свойства и качества: рассудительность, стойкость духа, целеустремленность, искренность, честность... "Себе цену знаю", - с гордым достоинством говорил Писарев. В статье "Базаров" критик старался сказать то, что думал. Писарев в Базарове подмечает все, без всяких компромиссов.
Примерный круг вопросов для 2 группы: Ваше первое впечатление о статье И. Писарева «Базаров»? В чем критик видит достоинства романа Тургенева? Каков Базаров, по мнению Писарева, в сравнении с другими литературными героями? Согласны ли с мнением Писарева, который считает, что светлым лучом можно назвать тургеневского Базарова, чем Катерину из драмы "Гроза"? Разделяет ли Писарев неприятие поэзии, музыки, эстетических наслаждений Базарова? Что общего во взглядах Писарева и Тургенева? Нужны ли Базаровы России? И проч.
«… если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью – если он его не полюбит, повторяю я - я виноват и не достиг своей цели…» И.С. Тургенев
Примерный круг вопросов к 3 группе: В чем проявилось отношение Тургенева к Базарову? Какие из суждений для вас оказались неожиданными? Что такое «базаровщина»? Существует ли она в наше время? Нужны ли Базаровы России? И проч.
Итоги урока: какой взгляд на героя романа вам ближе? Почему?
Домашнее задание: Подготовиться к классному сочинению. Примерный круг тем (на выбор учащихся): Отец и сын Кирсановы в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»; «Значит, вы отрицаете всё?» (Базаров и П. П. Кирсанов в романе); Дружба и любовь в жизни Базарова; Автор и его позиция в романе; «Страстное, грешное, бунтующее сердце…»; В чём я вижу современность романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»?; «Я с вами не согласен, Евгений Базаров…».