Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» Автор и его герой.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»
Advertisements

Иван Сергеевич Тургенев (1818 – 1883) Взаимоотношения Базарова с Кирсановыми Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо.
Сравнительная характеристика Павла Петровича Кирсанова и Евгения Васильевича Базарова.
Третье декабря Итоговый урок по творчеству И.С.Тургенева в 10 классе. Роман «Отцы и дети». Автор: учитель русского языка и литературы Судякова С.Ю.
Задание с развернутым ответом ( С 1. Сочинение –рассуждение)
Напечатан в 1862 году в журнале «Русский вестник».
Тем : Тема урока : « Полемика о главном герое романа И. С. Тургенева « Отцы и дети »: оригинал или пародия ?»
И.С.Тургенев Литературная викторина 10 класс «Отцы и дети»
Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. Особенности работы экзаменуемый должен объяснить смысл предложенного в задании фрагмента, опираясь на понимание.
внимательно прочитать текст не менее трех раз определить тип и стиль речи определить тему текста ( о чем) выделить проблему (вопрос, волнующий автора)
Роль эпизода дуэли в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»
Формулировка задания: Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте.
Ежова И.В., учитель английского языка учитель английского языка МОУ СОШ 67 г.Пензы.
1 Урок по творчеству И.С. Тургенева. Тема урока: « Идейные разногласия Базарова и Кирсановых старших» (гл. 5-11).
Технология работы с текстом в начальной школе Татьяна Валерьевна Тютрина, заместитель директора по УВР МБОУ «НОШ 32»
Написание сочинения - рассуждения по прочитанному тексту (Часть С ЕГЭ) Из опыта работы Лисовой Э.Т., учителя русского языка и литературы МОУ «Горютинская.
И. С. Тургенев Роман « Отцы и дети » Литература 10 класс Тест 1.
Специфика курса литературы в старших классах. Монографическая тема В центре МТ писатель и его произведения, одно или несколько из которых изучаются текстуально.
З алог успеха, Соль удачи – Трудолюбивое терпенье, А без терпенья мало значат И озаренье И уменье… Л.Татьяничева.
О.В. Елисеева. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. СОЧИНЕНИЕ (ЧАСТЬ С)
Транксрипт:

Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» Автор и его герой

Цель: Закрепление знания текста романа и основных тем произведения (тестирование, работа с опорными положениями); Наблюдение за мастерством автора в создании образа героя; Консультация по работе над пересказом – анализом; Роман в свете критики (практикум); Работа по подготовке к написанию сочинения; Выражение собственного мнения о романе, его героях в письменных работах.

Консультация первая. Работа с опорными положениями Рассмотрите предложенные схемы; На основании опорных схем составьте связный рассказ, иллюстрируя свои мысли примерами из текста.

«Воздух эпохи» Время написания романа – 1861 год Время действия – – время, сложное для России; Правление АлександраII -стремление к образованию различных слоёв населения Разночинцы выбирают естественные науки Меняются вековые устои России

Смысл названия романа «Я попытался представить конфликт двух поколений» (И.С.Тургенев) Отцы дети Социальный (конфликт аристократов и разночинцев) Психологический конфликт (конфликт поколений) Проверка заполнения таблицы

Композиция романа Марьино Никольское Деревенька Базаровых Самостоятельно поставьте проблемный вопрос по данной схеме и дайте на него ответ

Мастерство Тургенева в создании образов романа Базаров Павел Петрович Лицо «длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, с большими зеленоватыми глазами и с висячими бакенбардами песочного цвету... оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум... Его темно-белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа». «Его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, черные продолговатые глаза. Весь облик, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и стремление вверх, прочь от земли, которое большей частью исчезает после двадцати годов». Портретная характеристика

Тургенев – мастер пейзажа Выражение поэтической души поэта, понимания красоты окружающего мира; Одухотворённость природы (приёмы: использование изобразительно- выразительных средств); Звуковая, цветовая палитры рисуемых картин природы; Поэтизация родной природы. Задания: 1.Разминка по тексту 2. Визуальная разминка

И. Левитан «Золотая осень»

М.Нестеров «Осенний пейзаж»

В.Поленов «Золотая осень»

В.Поленов «Заросший пруд»

И.Шишкин «Лесные дали»

И.Левитан «У омута»

И.Левитан «Берёзовая роща»

И.Левитан «Над вечным покоем»

Консультация вторая. Пересказ-анализ Постановка проблемного вопроса по главам, выбранным для пересказа; Отбор материала для раскрытия проблемы; Пересказ –анализ может содержать выдержки из критических статей, отдельные замечания, вопросы, размышления того, кто пересказывает; Важно: аналитический материал не должен заслонить собой художественный пересказ. Как рассказывать? Пересказ выполняется своими словами по плану или опорным положениям с зачитыванием необходимых цитат (даже эпизодов). Как рассказывать? Пересказ выполняется своими словами по плану или опорным положениям с зачитыванием необходимых цитат (даже эпизодов).

Роман «Отцы и дети» в свете русской критики Прочитайте мнения двух критиков М.А.Антоновича и Д.И.Писарева о романе И.С.Тургенева. Сопоставьте их. По каким ключевым вопросам идёт спор? Чья точка зрения о романе, его героях вам наиболее близка? Докажите свою мысль.

В чём несостоятельность нигилистической философии? В чём несостоятельность нигилистической философии? Можно ли отрицать вечное: искусство, природу, поэзию, любовь? Можно ли отрицать вечное: искусство, природу, поэзию, любовь? Итоги изучения романа

Консультация третья. Подготовка к написанию сочинения Тема сочинения это основное направление содержания творческой работы, то, о чем надо рассказывать. Тема сочинения это основное направление содержания творческой работы, то, о чем надо рассказывать. Идея сочинения - авторское понимание темы. Заглавие сочинения подсказывает тему и идею сочинения.

Жанр творческих работ Описание - это перечисление каких-либо постоянных или временных признаков предмета (местности, помещения, природы, ее явлений, произведения искусства, человека и т.д.) Рассуждение это логически выстроенная цепь суждений и умозаключений, объясняющая причинно-следственные связи какого-либо явления. Повествование это рассказ о связанных между собой действиях и событиях в их движении и развитии. Вступление к сочинению- повествованию обычно указывает, кто или что действует, участвует в событиях, а также где и когда эти события происходили.

Практическая работа. Задание 1 Используя, данный материал, сформулируйте заглавие для каждого сочинения, его тему, идею. По одному из них составьте план или тезисы

Начало первого сочинения «Мой дед землю пахал», не без гордости заявляет Евгений Базаров. Его отец уездный лекарь. Когда Базаров знакомится с отцом Аркадия Кирсанова, он протягивает «обнаженную, красную руку». Лицо его «оживлялось спокойной улыбкой и выража­ло самоуверенность и ум». «Ленивый, мужественный голос»; белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали «крупных выпуклостей просторного черепа»... Из этих штрихов перед вами вырисовывается вдумчивое лицо человека из низших сословий, умного, одаренного энергией и волей.

Начало второго сочинения Два поколения, сопоставленные Тургеневым в его романе «Отцы и дети», расходились не только потому, что одни были «отцами», а другие «детьми», сколько потому, что представляли два разных социальных положения; роль «отцов» и «детей» только обостряла их антагонизм.

Начало третьего сочинения -Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным, промолвил Базаров. В теперешнее время полезнее всего отрицание мы отрицаем. -Все?-Все. -Как? Не только искусство, поэзию... но и... страшно вы­молвить... -Все, с невыразимым спокойствием повторил Базаров. Павел Петрович уставился на него...

Задание 2 По данным ниже формулировкам заглавий определите тему, идею, вид сочинения. По данным ниже формулировкам заглавий определите тему, идею, вид сочинения.

Революционер-демократ Евгений Базаров (Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети»); «Накипь нигилизма» в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»; Мое отношение к Базарову.

Темы творческих работ по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети» Один день в Марьино. Две дуэли на страницах романа. Мои любимые страницы романа «Отцы и дети». Письмо Аркадия к отцу. Роман «Отцы и дети» и мы. Страница дневника Базарова. Неотправленное письмо Базарова.