Национально-региональный компонент языкового и литературного образования
НРК устанавливается субъектом РФ. НРК обеспечивает особые потребности и интересы страны в лице субъектов Федерации и включает ту часть содержания образования, в котором отражено национальное и культурное своеобразие региона. На НРК отводится не менее 10 % учебного времени
Цели реализации НРК языкового образования в Челябинской области: обучение русскому языку как средству коммуникации во всех сферах деятельности, повышение языковой культуры учащихся, овладение русским речевым этикетом.
Способы введения НРК: модульный курс ( модуль внутри базового курса), спецкурс.
Направления реализации НРК Краеведческое (диалектология, топонимика) Лингвистическое («Нормы литературной речи») Коммуникативное («Риторика», «Русская словесность») Культурологическое («Русский речевой этикет»)
Курсы для реализации НРК языкового образования Исторический комментарий фактов русского языка Лингвистическое краеведение Культура устной и письменной речи Язык в речевом общении Риторика Стилистика Русская словесность Лингвостилистический анализ текста Анализ языка произведений уральских писателей
Лингвистическое краеведение Топонимика -Гидронимы – названия водоёмов. -Оронимы – названия гор, возвышенностей и низменностей. -Ойконимы –название любого населённого места ( от города до дома). -Микротопонимы – названия мелких географических объектов (ручьёв, урочищ и т.п.). -Урбанонимы – названия городских объектов (улицы, площади, проспекты и т.д.). -Антропонимы – имя собственное (имена, отчества, фамилии, прозвища).
Программа изучения топонимики –Понятие о топонимике и топонимическом объекте –Происхождение топонимов –Легенды и гипотезы о происхождении топонимов –Суффиксы в топонимах иноязычного происхождения –Топонимы, образованные от собственных имен –Топонимические наименования в зависимости от географического объекта, назначения, рельефа и т.д. –Классификация антропонимов. Этимология фамилий –Создание картотеки местных названий –Оформление альбомов –Написание творческих работ
Говоры Южного Урала Основные понятия диалектологии История изучения местных говоров Характеристика диалектов на Южном Урале Группы южноуральских говоров Особенности произношения гласных и согласных Диалектные особенности формообразования Отклонения от литературных норм речи
Язык города Понятия «полудиалект», «просторечие» Литературная норма на разных уровнях языка Наблюдения над речью горожан в разных ситуациях Понятие о речевом этикете и его требованиях Детская речь
Историческое лингвокраеведение Понятие о лингвистическом краеведении Скоропись Создание банка скорописных текстов Работа над текстами печати ХIХ – начала ХХ века из архива (заимствования, устаревшие слова, просторечие, фразеологизмы, книжно-славянские слова, язык рекламы) Написание творческих работ по собранному материалу
Спецкурсы по русскому языку с включением НРК (лингвокраеведение, история языка) Знай и люби родной язык Язык в речевом общении Жизнь слов и фразеологизмов в языке и речи Говорите правильно Культура речи и культура общения Риторика Стилистика Русская словесность
Учебно-методическое обеспечение НРК В.В.Львов. Говорите правильно С.И. Львова. Язык в речевом общении Ю.С.Пичугов, Т.А.Костяева. Культура речи и стилистика А.И.Горшков. От слова к словесности Н.Н.Кохтев. Риторика Т.А.Ладыженская. Риторика Л.Ф.Казакова. Язык – человек – текст Л.А.Глинкина. Исторический комментарий фактов русского языка А.А.Мурашов. Культура речи Т.В. Купина. 15 уроков по культуре речи
Направления НРК литературного образования «Вокруг тебя – Мир…» (5-8 кл.) «Литература России. Южный Урал» (5-9 кл. и кл.)
УМК «Вокруг тебя – Мир…» Характеристика пособий Наличие 3-х компонентов: литературоведческого, этического и правового. Дополняют учебники основного курса литературы. Согласованы с основными программами по литературе. Художественные и публицистические произведения, помещённые в УМК, отличаются гуманистической направленностью. Курс пропедевтический, призван создать у учеников общие представления об основных понятиях и нормах международного гуманитарного права.
В пособиях в системе представлены: работа по освоению содержания этического компонента (для обсуждения предлагаются дискуссионные темы; от класса к классу, от урока к уроку усложняются формулировки обсуждаемых проблем); интегрирование правового компонента в уроки внеклассного чтения и развития речи (от анализа художественного текста к освоению сущности правовой нормы); работа по развитию речи учащихся (обогащение словарного запаса, выразительное чтение, пересказ, устное словесное рисование, задания на развитие ассоциативного мышления и творческого воображения и т.д.);
обучение учащихся исследовательской работе (на уроках по пособиям отрабатываются общие исследовательские процедуры: выявление (видение) проблемы, постановка проблемы, формулирование гипотезы, планирование и разработка учебных действий и т.д.); работа по развитию логических способностей учащихся (обучение умению анализировать, сравнивать, классифицировать и т.д.); работа по формированию системы нравственных ценностей учащихся.