Исторические этапы формирования содержания образования артиста балета А.В. Фомкин А.В. Фомкин 8 (812)
1738 – основана Танцевальная Ея императорского величества школа 1756 – указ о создании русского теата 1779 – реформа школы 1790 – реформа Казасси 1803 – создано Министерство народного просвещения – создано Министерство Двора – постепенная профилизация училища, ликвидация драматического отделения
– революция, переходный период, Училище в системе Наркомпроса 1928 – создается Хореографический техникум (подготовка артистов балета, педагогов, балетмейстеров) 1936 – конференция по хореографическому образованию, Ваганова предлагает открыть подготовку теоретиков и преобразовать техникум в вуз, открыть журнал – создан Театральный институт на Моховой
– революция, переходный период, Училище в системе Наркомпроса 1928 – создается Хореографический техникум (подготовка артистов балета, педагогов, балетмейстеров) 1936, 1938 – конференция по хореографическому образованию, Ваганова предлагает открыть подготовку теоретиков и преобразовать техникум в вуз, открыть журнал – создан Театральный институт на Моховой
1939 – реорганизация в училище Начало 1950-х – Комитет по делам искусств преобразован в Министерство культуры 1991 – преобразование училища в вуз – проблема первых пяти лет обучения не была решена
1993 – Закон «Об образовании» Однозначное требование: Однозначное требование: «Среднее профессиональное образование может получено только на базе основного общего» Подготовка артистов балета: дополнительное образование (5лет) + среднее специальное образование 2 г.10.мес.
Специальности СПО БЫЛИ Хореографическое искусство Квалификации: 1. Артист балета (7 лет 10 мес) 2. Артист ансамбля народного танца (4 года 10 мес) 1. Артист балета (7 лет 10 мес) 2. Артист ансамбля народного танца (4 года 10 мес)
Специальности СПО СТАЛИ 1. Искусство танца (4 г 10 мес) по видам народный, современный, бальный квалификация: артист танцевального коллектива, преподаватель 2. Искусство балета (срок обучения: ???) Квалификация: артист балета или артист балета, преподаватель
Специальности ВПО БЫЛИ Искусство балета Бакалавр искусства балета Магистр искусства балета Специальности: 1.Хореографическое исполнительство (артист балета, педагог-репетитор) 2. Искусство хореографа ( Хореограф, Балетмейстер-репетитор, Хореогр. бал. на льду) 3. Педагогика балета (Педагог-балетмейстер, Педагог бального танца) 4. История и теория хореографического искусства (Балетовед, Менеджер исполнительских искусств)
ВПО СТАЛО Хореографическое искусство (бакалавр, магистр) профили бакалавра: педагог (по видам), балетмейстер (по видам), менеджер Хореографическое исполнительство (бакалавр) профиль: артист танцевального коллектива, педагог-репетитор (по видам)
ВПО СТАЛО История и теория искусств (бакалавр, магистр) Профиль: искусствовед (по видам искусств)
Статья Л.Н. Надирова «Во имя здравого смысла» 1 1 Вестник Академии Русского балета имени А.Я.Вагановой
Нетиповая черта 1 1. ранняя профессионализация, когда освоение профессиональной программы начинается в десятилетнем возрасте;
Нетиповая черта 2 специальная конкурсная процедура приема, включавшая выявление специальных параметров (способностей) тела, освидетельствование медиками и принятие решения о приеме на основании предшествующих заключений;
Нетиповая черта 3 наличие конкурсной процедуры промежуточной аттестации, по итогам которой учащиеся, не готовые к продолжению балетной подготовки, исключаются не только на основании результатов освоения программы, но и по телесным (физическим) параметрам;
Нетиповая черта 4 обязательная ориентация профессиональной подготовки на требования работодателей – театров оперы и балета;
Нетиповая черта 5 конфликтность целей общего и профессионального образования; противоречие между традиционной системой подготовки специалистов балета и государственной системой профессионального и общего образования;
Нетиповая черта 6 высшее образование в области балетного искусства предполагает обязательное требование к наличию профессионального образования по специальности «Хореографическое искусство», квалификации «Артист балета» и определенного стажа работы в балетной труппе.
Главное: сравнение отечественной подготовки артистов балета с западными аналогами показывает, что ключевой особенностью балетного образования (подготовки артистов балета) в России является тесное соединение профессионального и общего образования, что создает предпосылки для повышения качества балетного образования.
СПАСИБО ЗАВНИМАНИЕ!!!