Инклюзивное образование ЮНЕСКО дала наиболее универсальное определение инклюзивного образования как целостного феномена, предполагающего равный доступ к качественному образованию всех детей без исключения. Оно базируется на гуманизме, развитии интеллекта и творческих способностей, балансе интеллектуальных, этнических, эмоциональных и физиологических компонентов личности. Голыгина С.С., директор школы
В процессе исторического развития образовательная система детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) прошла путь от изоляции до инклюзии. Историю обучения детей с особенностями развития в школе можно условно разбить на следующие этапы. С начала и до середины 60-х годов XX века «медицинская модель», которая вела к изоляции людей с ОВЗ. С середины 60-х до середины 80-х годов «модель нормализации», интегрирующая людей с ОВЗ в общественную жизнь. С середины 80-х годов XX века до настоящего времени «модель включения», т.е. инклюзия История развития
Инклюзивное образование в России находится в стадии формирования, поэтому для нашей страны задача налаживания системы инклюзивного образования требует решения на государственном уровне. Именно инклюзивное образование обеспечит детям с особыми образовательными потребностями равные с их здоровыми сверстниками возможности развития, необходимого для максимальной адаптации и полноценной интеграции в общество. История развития
Каждый одиннадцатый житель России имеет ту или иную форму инвалидности. Это 13 миллионов человек с особенностями физического, психического или интеллектуального развития различной степени: врожденные или приобретенные в течение жизни нарушения опорно- двигательного аппарата, зрения, слуха, состояния психики, умственного развития. Они нуждаются в специально приспособленных условиях жизни и зачастую требуют посторонней помощи.
Анализ исследований по проблеме инклюзивного образования позволяет отметить следующие принципы инклюзии: признание равной ценности для общества всех учеников и педагогов; повышение степени участия учеников в культурной жизни местных школ и одновременное уменьшение уровня изолированности части учащихся от общешкольной жизни;
реструктурирование методики работы в школе таким образом, чтобы она могла полностью отвечать разнообразным потребностям всех учеников, проживающих рядом со школой; устранение барьеров на пути получения знаний и полноценного участия в школьной жизни для всех учеников, а не только для тех, кто имеет инвалидность или относится к тем, у кого есть особые образовательные потребности;
анализ и изучение попыток преодоления барьеров и улучшения доступности школ для отдельных учеников, проведение реформ и изменений, направленных на благо всех учеников школы в целом; различия между учениками это ресурсы, способствующие педагогическому процессу, а не препятствия, которые необходимо преодолевать; признание права учеников на получение образования в школах, расположенных по месту жительства;
улучшение ситуации в школах в целом, как для учеников, так и для педагогов; признание роли школ не только в повышении академических показателей учащихся, но и в развитии общественных ценностей; развитие отношений поддержки и сотрудничества между школами и местными сообществами; признание инклюзии в образовании как одного из аспектов инклюзии в обществе
Значение слова «инклюзия» В России многие образовательные учреждения включились в эксперимент по инклюзивному образованию, и слово «инклюзия» наряду с «интеграцией» зазвучало громко, но с широким разбросом трактовок. Согласно словарю иностранных слов «интеграция» (от лат. integratio восстановление, восполнение; integer - целый) означает: 1.объединение в целое каких-либо частей, элементов; 2.процесс взаимного приспособления и объединения. Слова «инклюзия» в словаре иностранных слов нет, поскольку это обычная транслитерация английского слова inclusion включение, присоединение.
Правовая основа для инклюзивного образования, гг г. Декларация Организации Объединенных Наций о правах коренных народов 2006 г. Конвенция о правах инвалидов 2005 г. Конвенция об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения 1999 г. Конвенция о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда 1990 г. Международная конвенция об охране прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1989 г. Конвенция о правах ребенка 1989 г. Конвенция о коренных народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах 1979 г. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1965 г. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1960 г. Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования 1948 г. Всеобщая декларация прав человека
Образование, рассматриваемое через призму инклюзивности Система образования несет полную ответственность за обеспечение права на образование Система образования обладает всеми необходимыми возможностями и готова обеспечивать разнообразие с помощью:
- Гибкого преподавания и использования методов обучения, адаптированных к различным потребностям и стилям обучения - Реориентации подготовки учителей - Гибких учебных планов и программ, отвечающих различным потребностям и не перегруженных академическим содержанием - Поощрения разнообразия - Вовлечения родителей и общин
- Выявления на ранней стадии и принятие мер по исправлению положения применительно к детям, которые могут не завершить образования - Применение гибких методов преподавания, опирающихся на новаторские подходы к использованию педагогических материалов и оборудования, а также ИКТ - Создание четко реагирующей, благоприятной для ребенка учебной среды - Целенаправленная и активная работа в профессиональной среде, направленная на содействие инклюзивности для всех
ЕСЛИ ПРИШЕЛ УЧИТЬСЯ РЕБЕНОК С ИНВАЛИДНОСТЬЮ Самое главное, когда в общеобразовательную школу приходит ребенок с инвалидностью создать общий настрой и одноклассников, и учителей, и администрации школы.
ВХОД В ШКОЛУ Для того чтобы эти дети смогли попасть в школу, необходимо установить пандус у входа в школу. Пандус должен быть достаточно пологим, чтобы ребенок на коляске мог самостоятельно подниматься и спускаться по нему.
ВНУТРЕННЕЕ ПРОСТРАНСТВО ШКОЛЫ Вдоль коридоров желательно сделать поручни по всему периметру, чтобы человек, который плохо ходит, мог, держась за них, передвигаться по школе. Ширина дверных проёмов должна быть не менее см, иначе человек на коляске через нее не пройдет. Для того чтобы человек на коляске смог подняться на верхние этажи, в школьном здании должен быть предусмотрен хотя бы один лифт
ШКОЛЬНАЯ СТОЛОВАЯ В столовой следует предусмотреть зону для учащихся- инвалидов. Ширину прохода между столами для свободного передвижения на инвалидной коляске рекомендуется увеличить до 1,1 м. Также, желательно, чтобы эти столы находились в непосредственной близости от буфетной стойки в столовой. Но нежелательно детей-инвалидов сажать в столовой отдельно от остальных одноклассников. Желательно, чтобы детям-инвалидам в столовой помогали или сотрудники столовой, или можно организовать дежурства старшеклассников. В некоторых школах, где учатся дети-инвалиды, есть практика приносить завтраки всему классу непосредственно в классные кабинеты. Это, конечно, не соответствует санитарно-гигиеническим правилам, зато способствует сближению детей.
ШКОЛЬНЫЙ ТУАЛЕТ В школьных туалетах надо предусмотреть одну специализированную туалетную кабинку для инвалидов с нарушением опорно- двигательного аппарата, в том числе и инвалидов-колясочников. Размеры специализированной кабины не менее: ширина 1,65 м; глубина 1,8 м. Ширина двери в специализированной кабине не менее 900 мм. В кабине рядом с одной из сторон унитаза должна быть предусмотрена свободная площадь для размещения кресла-коляски для обеспечения возможности пересадки из кресла на унитаз. Кабина должна быть обо- рудована поручнями, штангами, подвесными трапециями и т.д. Все эти элементы должны быть прочно закреплены. Не менее одной раковины в туалете следует предусмотреть на высоте 0,8 м от пола. Нижний край зеркала и электрического прибора для сушки рук, полотенце и туалетная бумага располагаются на такой высоте.
СПОРТИВНЫЙ ЗАЛ Детей-инвалидов необходимо также задействовать и на уроках физкультуры. Они могут выполнять посильные упражнения и участвовать в различных играх вместе с классом. Это поможет им не отделяться от сверстников и выполнять школьную программу в более полном объеме. Раздевалку, душевую и туалет при физкультурном зале для детей, пользующихся инвалидными колясками, надо немного переоборудовать. В душевой, так же, как и в туалете, одну кабинку необходимо оборудовать так, чтобы ребенок инвалид мог ей воспользоваться, т.е. ширина двери должна быть не менее 90 см и коляска должна входить в кабинку целиком. Желательно, чтобы в раздевалке все проходы были не уже 90 см.
КЛАССНЫЕ КАБИНЕТЫ Здесь тоже важно учесть, что ребенку-инвалиду необходимо дополнительное пространство для свободного перемещения. Минимальный размер зоны ученического места для ребенка на коляске (с учетом разворота инвалидной коляски) 1500х1500мм. Около парты следует предусмотреть дополнительное пространство для хранения инвалидной коляски (если ребенок пересаживается с нее на стул), костылей, тростей и т.д. Ширина прохода между рядами столов в классе должна быть не менее 0,9 м. Такая же ширина должна быть у входной двери без порога. Также желательно оставить свободным проход около доски, чтобы ребенок на коляске или на костылях смог спокойно перемещаться около доски. А доску желательно повесить пониже. Если занятия проходят в классе, где доска или какое-либо оборудование находится на возвышении, это возвышение необходимо оборудовать съездом (например, положить и закрепить наклонную доску). Это могут сделать и одноклассники на уроке труда.
ТЕРРИТОРИЯ ШКОЛЫ Для обеспечения безопасности и беспрепятственного перемещения детей с инвалидностью по школьной территории, прежде всего, следует предусмотреть ровное, нескользкое асфальтированное покрытие пешеходных дорожек. Имеющиеся на пути небольшие перепады уровней должны быть сглажены. Ребра решеток на пешеходных дорожках, должны располагаться перпендикулярно направлению движения и на расстоянии друг от друга не более 1,3 см.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Для ребенка-инвалида обучение в школе способ вырваться из изоляции, доказать, что он такой же, как и все. А для «обычных» детей возможность понять и изменить существующее мнение об инвалидах, научиться не жалеть и унижать их, а уважать и считать равными себе, полноценными людьми.