Тема: Авторская позиция в поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»
Презентация по теме: «Авторская позиция в поэме М.Лермонтова «Мцыри» Работу выполнила: ученица 8 класса МКОУ «Екатерининская СОШ» Озембловская Рита Руководитель: учитель русского языка и литературы Колкова Е.Г.
Цель - выявление авторской позиции на основе анализа образа главного героя поэмы. Объект исследования: авторская позиция в поэме «Мцыри», позволяющая понять особенности романтического мировосприятия М.Ю.Лермонтова. Предметом исследования выступают средства художественной выразительности и приемы, посредством которых поэт создает образ главного героя поэмы «Мцыри».
Гипотеза: в Лермонтовской картине мира человек - вечный скиталец между небом и землей, он не принадлежит ни небу, ни земле. Отказавшись от своей человеческой природы, герои Лермонтова стремятся к романтическому идеалу свободы, любви, красоты, но они теряют свою ценность вне мира людей. Поэтому Лермонтовские герои обречены на трагичное мировосприятие и одиночество, как и сам поэт.
Доказательству гипотезы будет способствовать решение следующих задач: а) раскрытие характеристики Мцыри через сопоставительный анализ пейзажных зарисовок, данных глазами героя; б) анализ мотива сна в создании образа главного героя; в) выявление эволюции героя
Великолепие природы пробуждает в душе Мцыри вполне земные чувства. Герой мечтает обрести дом, родных, его тревожит то, что никому он не мог сказать "священных слов отец и мать» Мцыри пытается слиться с природой и получает огромное наслаждение от близости с ней: "И было сердцу моему Легко, не знаю почему..." Природа вызывает у Мцыри воспоминания о его родине: "И вспомнил я отцовский дом, Ущелье наше и кругом В тени рассыпанный аул..." Мы понимаем, что герой состоит как бы в родстве с ней. Мцыри вспоминает: "Кругом меня цвел божий сад, Растений радужный наряд Хранил следы небесных слез, И кудри виноградных лоз Вились, красуясь меж дерев Прозрачной зеленью листов, И грозды полные на них» Мцыри бесстрашно идет навстречу природе: "Но страх не сжал души моей: Я сам, как зверь,.. И полз и прятался, как змей". У Мцыри природа рождает первобытную звериную силу.
В.Бурачок, критик : « Поэт воспевает дикую, необузданную волю, естественную в звере, преступную в человеке ». А.Григорьев, критик-литературовед: Мцыри рвется на широкий простор, он охвачен "безумной силой", вопиющей "против всяких общественных понятий и исполненной к ним ненависти и презрения". Мцыри, наряду с тягой к небесному, одолевает и тяга к земному.
Видя образ "грузинки молодой" в его соединении со стихией вольной природы, начинает тосковать по родине, любви, семье.
Родство Мцыри с вольной, стихийной природой заметно отчуждает его от мира людей Герой рад обняться, "как брат, хоть с грозой, готов слиться с природой даже через соединение с враждебным началом. Во время боя Мцыри с барсом "сплетаются ", "обнимаются" "крепче двух друзей". Здесь главным становится само объятье, сам контакт с миром, а какой ценой - не важно. Борются они как бы в зеркальном отражении, как родственные существа: Мцыри "визжал, как барс", а раненый барс "застонал, как человек."
Монастырь - синонимом общества- тюрьмы, сковывающего свободу человека. В поэме это место уединенного общения с Богом, дающего шансы преодолеть противоречие между телом и душой. Мцыри отрицает эту возможность достижения гармонии, потому что она требует смирения, отказа от полноты и свободы романтической личности. Смерть Мцыри - неприятие им реальной логики мироздания. Он не смог достичь свободы в рамках божьего мира.
. Мцыри пришлось в поисках свободы уйти из мира людей, преобразить свою человеческую натуру, сделать шаг, в сторону "озверения" и преодоления своей "телесности". Отказавшись от своей человеческой природы, герои Лермонтова стремятся к романтическому идеалу свободы, любви, красоты, но они теряют свою ценность вне мира людей. Поэтому они обречены на трагичное мировосприятие и одиночество, как и сам поэт. В этом и заключается авторская позиция в поэме Лермонтова «Мцыри».