Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 4 ст. Ольгинской, Приморско- Ахтарского района, Уринова Н.А. Михаил Юрьевич Лермонтов ( ) Элегия «Дума»
История создания. Стихотворение написано в 1838 году. В жизни своей и своего поколения Лермонтов не видел ничего великого - ни подвигов, ни активной гражданской доблести, ни самопожертвования ради других людей или Отчизны. Он винил в этом и общество, и себя, и поколение, и весь миропорядок. Об этом и написана «Дума». Трусость выдвигается причиной рабства, рабство – следствием бездействия.
«Дума» Печально я гляжу на ваше поколенье! Его грядущее - иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья и сомненья, В бездействии состарится оно. Богаты мы, едва из колыбели, Ошибками отцов и поздних их умом, И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели, Как пир на празднике чужом. К добру и злу постыдно равнодушны, В начале поприща мы вянем без борьбы; Перед опасностью позорно-малодушны И перед властию – презренные рабы. Так тощий плод, до времени созрелый, Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз, Висит между цветов, пришлец осиротелый, И час их красоты – его паденья час! Мы иссушили ум наукою бесплодной, Тая завистливо от ближних и друзей Надежды лучшие и голос благородный Неверием осмеянных страстей. Едва касались мы до чаши наслажденья, Но юных сил мы тем не сберегли; Из каждой радости, бояся пресыщенья, Мы лучший сок навеки изрекли. Мечты поэзии, создания искутва Восторгом сладостным наш ум не шевелят; Мы жадно бережём в груди остаток чувства – Закрытый скупостью и бесполезный клад. И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя не злобе, не любви, И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь кипит в крови. И предков скучны нам роскошные забавы, Их добросовестный, ребяческий разврат; И к гробу мы спешим без счастья и без славы, Глядя насмешливо назад. Толпой угрюмою и скоро позабытой Над миром мы пройдём без шума и следа, Не бросивши векам ни мысли плодовитой, Ни гением начатого труда. И прах наш, с строгостью судьи и гражданина, Потомок оскорбит презрительных стихом, Насмешкою обманутого сына Над промотавшимся отцом. ЭпитетыСравненияМетафорыСинекдоха
Тема: бездеятельности, отказа от борьбы, пассивности молодого поколения, его приспособленчества. Идея: автора волнует бездеятельность поколения, которое ко всему равнодушно и, он считает, что нужно с этим бороться. Автор использует такие эпитеты: «постыдно равнодушны», «позорно малодушны», «презренные рабы» и метафоры: «иссушили ум», «сок навеки изрекли» для того чтобы показать своё негодование к бездеятельности, которое и вырывается наружу в этих откровенных художественных средствах. Тема: бездеятельности, отказа от борьбы, пассивности молодого поколения, его приспособленчества. Идея: автора волнует бездеятельность поколения, которое ко всему равнодушно и, он считает, что нужно с этим бороться. Автор использует такие эпитеты: «постыдно равнодушны», «позорно малодушны», «презренные рабы» и метафоры: «иссушили ум», «сок навеки изрекли» для того чтобы показать своё негодование к бездеятельности, которое и вырывается наружу в этих откровенных художественных средствах.
Рифма: перекрёстная. Размер: двусложный, ямб. Печально я гляжу на ваше поколенье! А Печально я гляжу на ваше поколенье! А Его грядущее - иль пусто, иль темно, Б Меж тем, под бременем познанья и сомненья, А В бездействии состарится оно. Б