Учебно-методический семинар для учителей русского языка и литературы образовательных учреждений Ярославской области «ФГОС: Анализ художественного произведения на уроках литературы в основной школе» 22 января 2013г. Соловьёва Марина Анатольевна, старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин ГОАУ ЯО «Институт развития образования»
Цель семинара: формирование умения учителя анализировать урок литературы с позиций требований ГОС-2004 и ФГОС Урок в 9 классе по УМК Москвина Г.В., Пуряевой Н.Н., Ерохиной Е.Л. «Анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова «Утёс» и «Выхожу один я на дорогу» (учитель русского языка и литературы, заместитель директора по ВР сош 71 г. Ярославль Чекаурова С.С.) Анализ урока с позиций требований ГОС-2004; комментарий к анализу; работа в группах (Чекаурова С.С., Соловьёва М.А.). ФГОС: требования к результатам обучения. Понятие и сущность универсальных учебных действий (Синотина Е.В., Соловьёва М.А.). ФГОС: Образовательный потенциал предмета «Литература» и учебных заданий по литературе (Синотина Е.В., Соловьёва М.А.). ФГОС: Анализ учебных заданий, используемых на уроке литературы в 9 классе (Синотина Е.В., Чекаурова С.С., Соловьёва М.А.). Подготовка к научно-практической межрегиональной конференции «Новые УМК по русскому языку и литературе в рамках введения ФГОС общего образования: формирование универсальных учебных действий средствами предмета» (Соловьёва М.А.).
Анализ произведения художественной литературы – это: основное профессиональное умение учителя- словесника; вид умственной деятельности, составляющий содержание большей части урока литературы в школе; нацеленное стремление отыскать, обнаружить, сформулировать исходную авторскую идею в сложной системе компонентов, призванных обеспечить воздействие произведения словесности на разные стороны человеческой психики.
Типы и виды анализа Типы и виды анализа художественного произведения зависят от целей, которые ставит перед собой учитель. Следует отличать педагогический и филологический анализ. Цель филологического анализа – выявить законы создания и бытования литературно-художественного произведения. Цель педагогического анализа – выявить в произведении возможности педагогического воздействия на формирование личности школьника. Школьный учитель литературы соединяет в себе и филолога и педагога, поэтому он должен владеть и тем, и другим типом анализа, но не путать их.
Методические приёмы филологического и педагогического анализа отличаются Схема анализа – хребет, стержень, который удерживает всю систему приёмов анализа: Контекст (анализ произведения в контексте общественной жизни). Текст (анализ самого произведения). Подтекст (выявление авторской мысли и позиции).
Необходимое условие для анализа произведения: С незапамятных времён, с учения древнего философа Аристотеля, весь литературный процесс мыслится как слагаемое трёх родовых потоков: эпической, лирической и драматической литературы. Поэтому схема анализа трижды будет изменяться в зависимости от того, к произведению какого из трёх литературных родов она применима. Отсюда наша задача – трижды конкретизировать эту схему – применительно к эпическому, лирическому и драматическому произведению.
Анализ лирического произведения Лирическое произведение (от слова lyricos, т.е. произведение, поющееся под аккомпанемент лиры), подобно музыкальному, сразу говорит читателю что-то, события и факты здесь служат лишь фоном и обоснованием подлинного содержания. Содержание лирического произведения – движение человеческого чувства (реже – взволнованной мысли). Трудность анализа лирического произведения состоит в том, что движение чувства осуществляется по законам, часто не совпадающим с логикой здравого смысла, которою человек руководствуется в обычной повседневной жизни.
Анализ лирического произведения В сфере взволнованного чувства – своя логика. Нужны особая проницательность, жизненный опыт, культура чувства, чтобы эту логику постичь. Лирический род чаще реализуется в стихотворной форме. Бывают лирические произведения в прозе (например, жанр «стихотворения в прозе»). Строгая жанровая система лирического рода сегодня почти утрачена: лишь специалисты-филологи способны выделять в общем потоке лирических стихов оды, мадригалы или стансы. Массовый читатель именует их просто стихотворениями.
Анализ лирического произведения Для удобства анализа лирического произведения современная теоретическая мысль предлагает условную систему понятий, выделяя четыре разновидности лирического рода по предмету, вызвавшему движение чувства: гражданскую лирику; пейзажную лирику; интимную лирику; философскую лирику. Композицию лирического произведения иногда называют «бессюжетной» или говорят об особом «лирическом сюжете». Содержание лирического произведения складывается из двух потоков информации – внешней и внутренней, объективной и субъективной. Они могут быть в разных пропорциях.