Тема: Поэтический памятник подвигу народному (М.Ю.Лермонтов "Бородино")
Цель: Создание условий для осознания учащимися основной мысли урока: М.Ю.Лермонтов описал Бородинское сражение в соответствии с действительными фактами, в согласии с воспоминаниями участников событий, что главной движущей силой в тот момент, когда решалась судьба русского государства, был народ. Развитие важных психологических характеристик личности: склонностей к сравнению, к оценке явления с мировоззренческой и нравственной позиций. Воспитание чувства патриотизма ( баллада – урок - завещание потомкам)
Михаил Юрьевич Лермонтов 1814 – 1841 гг. Ребята! Не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой… М.Ю.Лермонтов «Бородино»
Записать слова, дать их лексическое толкование П..эт, п…тр…от, п…тр…отизм, арм…я.
Составить и записать предложение, используя слова или словосочетания Русский поэт Лермонтов – патриот своей страны.
Блестит надменный глупый свет С своей красивой пустотой! Ужель я для него писал? Ужели важному шуту Я вдохновенье посвящал…
Лермонтов пишет стихотворение « Бородино». Он посвятил его 25-ой годовщине Бородинского сражения. Это было первое произведение, которое поэт хотел показать Пушкину, напечатать его в журнале « Современник». Но в январе 1837 года Пушкин был убит. 1837
Бородинская битва 1812 год
Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми. Наполеон Французская армия расшиблась о русскую армию. Генерал А. П. Ермолов 1812 год
Не золотая, братцы, трубонька вострубливала, Ай да не серебряна, братцы, сиповочка возыгрывала, Ай да как возговорил, братцы, промолвил князь Кутузов- генерал: "Ай да господа вы наши генералы со полковничками, Ай да отдайте скорый приказ по всей армии зараз: Чтобы были все наши военны во исправности своей – У пехоты ружья все в порядке, во замках кремни остры, У казаков кони доброезжи, призаседланные. К нам под утро хотел быть, ребята, со всей ратью Бонапарт. За Россию, за царя, за веру нужно гостеньку принять: Как на поле славном Бородинском поплотней дружка обнять!» Тут спроговорил-спромолвил да князь Кутузов: "Ай вы вставайте ж мои деточки, утром пораняе, Вы умывайтесь, мои деточки, побеляе. Вы идите, мои деточки, в чистоё полё, Вы стреляйте же. мои деточки, не робейте, Вы своёго свинцу-пороху не жалейте, Вы своёго же французика побеждайте!"
Москва, Москва!.. Люблю тебя, как сын, Как русский, - сильно, пламенно и нежно! Люблю священный блеск твоих седин И этот Кремль, зубчатый, безмятежный. Напрасно думал чуждый властелин С тобой, столетним русским великаном, Померяться главою и обманом Тебя низвергнуть.
Словарная работа редут (франц.) – квадратное земляное укрепление на поле боя; мусью (разг. народ.): мсье, месье (франц.) – сударь, господин; картечь – артиллерийский снаряд, наполненный круглыми пулями, широко рассеивающимися при выстреле; лафет – боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия; бивак – стоянка войск под открытым небом; кивер – высокий военный головной убор из твердой кожи; булат – оружие из булатной стали – стали особой закалки; улан, драгун – солдаты конных полков; басурманы – люди другой веры, иноземцы, здесь: враги.
Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спалённая пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, ещё какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина! -Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри - не вы! Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля... Не будь на то господня воля, Не отдали б Москвы!
Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри - не вы!
Домашнее задание Выразительное чтение стихотворения «Бородино» Индивидуальное задание: роль Бородинского сражения в истории России
Литература И.И.Аркин Уроки литературы в 5-6 классах