Урок литературы в 10 кл. Подготовила: Соколова Т.А., учитель русского языка и литературы
Место и время действия, фон событийОтражение внутреннего мира герояПсихологическая характеристика герояСимволПредсказаниеПротивопоставление внутреннему миру герояФилософский пейзажОбрамление событий
Горы, скалы, ущелья Горные реки, море Небо Лермонтовские эпитеты, метафоры, сравнения(какие?) Контраст блеска и тьмы Контраст цветов
Лермонтов был на Кавказе в качестве путешественника, обожателя, поэта, художника, воина, изгнанника Горы, ущелья, реки – некий ореол опасности, подчёркивающий необычность условий, в которых протекает жизнь Печорина Противоречивый характер героя близок непредсказуемой природе
Описание Койшаурской долины(2 описания) Дорога на Гуд-Гору
Поэтические образы Эпитеты, метафоры, сравнения Нагромождение цветов Глаголы и глагольные формы движения Длинные синтаксические конструкции Так видит только художник (путешественник, от лица которого ведётся повествование)
Психологический и философский пейзаж Дикая природа Кавказа – прекрасное обрамление для картины любви, горя, борьбы, в созерцание которой мы уже погрузились Эмоциональность и лиричность, образность, обилие эпитетов, метафор, сравнений Предсказание недоброго
«Пятигорск» «Сад» – от 10 июня «Утро перед дуэлью»
Чувства, мысли, сложный духовный мир Печорина(обнажает свои сокровенные мысли) Противоречивость характера Печорина «Весело жить в такой земле» «Зачем тут страсти, желания, сожаления?»
«щемящее чувство человека», который что-то потерял Неясность чувства к княжне Мери, тоска по истинной любви Яркие слуховые впечатления у читателя
Картины природы сопровождают узловые моменты повести «Княжна Мери» Раскрывают внутренний мир героя Обрамляют повесть
Пейзаж связан с глубокими философскими размышлениями Печорина Автор даёт оценку не только своей судьбе, но и судьбе своего поколения Картина звёздного неба приводит Печорина к мысли о вечности мира
Сочинение – миниатюра: Сравнить кавказский пейзаж в романе «Герой нашего времени» и в поэме «Мцыри» (11гл., 23гл., 26гл.) Чего бы мы не узнали о Печорине, не будь пейзажа в его журнале? Анализ пейзажа, не прозвучавшего на уроке