K нига – окно в мир. Откроешь страницу – станет видно далеко-далеко, услышишь голоса тех, кто жил давным- давно. Перелистаешь страницы, и поведает книга обо всем на свете. Протяни руку и книга заговорит, она радуется и печалится вместе с тобой, она надежный друг, верный товарищ.
раскопали библиотеку ассирийского царя Ашшурбанапала (VIIв. до н.э.), на полках которой было более 20 тыс. табличек с разнообразными текстами. Cобрания табличек существовали при храмах и царских дворцах. Археологи
Wумеры, вавилоняне, ассирийцы и многие их соседи писали на глиняных табличках. Материал был дешевым, но из-за размера табличек тексты на них были короткими. Поэтому крупные произведения, такие, как эпос о Гильгамеше, или повествование о начале мира, записывали на нескольких табличках.
D Dревние египтяне изобрели более удобный писчий материал – папирус, который делали из особым образом обработанных стеблей папируса, росшего в изобилии по берегам Нила. Отдельные листы склеивали в длинную полосу, свиток. Длинной свитки могли быть до 1000 м.
В основной части А.Б.- библиотеке Музея - по различным данным, хранилось до 700 тысяч свитков (с учетом дубликатов) на нескольких десятках языках. Aлександрийская библиотека – книгохранилище, основанное в Александрии Птолемеем II Филадельфом.
C начала книги из пергамента делали по традиции в форме свитков, а затем стали сгибать большой лист пергамента вчетверо в виде тетради
N ятьсот лет назад книги переписывали от руки. Писец сидел, склонившись над листом бумаги, и гусиным пером старательно выводил строчку за строчкой заказанной ему книги. zа день самый усидчивый и опытный писец мог переписать не больше страниц.
юди стремились упростить процесс изготовления книг. Изобрести способ массового производства книг пытались в разных странах, но наиболее удачный способ нашел немец Иоганн Гутенберг.
Oн стал отливать буквы из металла, а из букв составлять слова, строчки, страницы. Кроме того, Иоганн Гутенберг изобрел печатный станок
B середине XVI века первая книга была напечатана в России замечательными мастерами Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем
XXI век, время информационных технологий, сильно облегчает труд книгоиздателя. Но не отменяет напряженной работы и творчества: Aвтор пишет книгу Xудожник создает иллюстрации Dизайнер придумывает макет книги- от подбора шрифтов и расположения
текста до дизайна обложки. Bерстальщик располагает текст и иллюстрации, заголовки и подзаголовки, сноски и выделения по тексту, колонтитулы, формулы, таблицы и многое другое – страница за страницей.
Tеперь в дело вступает процесс рождения книги на свет, воплощение в физическом мире бумаги, картона и переплетных материалов. В типографии режутся на необходимый формат бумага и картон, переплетные материалы, изготавливаются клише для тиснения обложки, готовятся всевозможные растворы и краска.
U вот машины заправлены бумагой и краской. Старт! Здесь колдуют печатники и их помощники. На свет появляются толстые стопки отпечатанных бумажных листов. Большие листы, после высыхания краски, идут на фальцовку – где их сгибают в один или несколько раз,
и на подборку – где каждую сфальцованную тетрадку подбирают с другими, продолжающими свой отсчет страниц. Тетрадки собираются в книги. Для переплета режется картон и ткань, приклеивается одно к другому. Затем в этот переплет вклеивается книжный блок.
Eще печатается изображение на обложке или делается тиснение – каждый процесс на своем этапе. Непростая задача – сделать переплет. И вот книга собрана, обрезана вместе с обложкой или блок после обреза вклеен в переплет. Книга появилась на свет.