Некоторые аспекты системы государственного регулирования: Россия 2010 Наталья Волчкова Российская экономическая школа Общественный совет при ФСТ России, Москва, 10 февраля 2010
Макроэкономика: инфляция и тарифы Связь тарифов и инфляции, в том числе инфляционных ожиданий, в условиях высокой инфляции – Анализ временных рядов цен на регулируемые товары и инфляции (CPI), ожидаемой инфляции (опрос ИЭПП) метод VAR, месячные данные – Не найдено значимой связи между тарифами и инфляцией цен потребителей, производителей и ожиданиями инфляции – Zamulin, Sosunov, Zenkova (2007): данные за , положительный эффект от роста индекса цен на электроэнергию, газ и воду в течении двух месяцев на инфляцию цен потребителей, но размер эффекта очень мал. – Причина – преобладание монетарных механизмов инфляции Тарифообразование в условиях низкой инфляции – Урок 2010 года: необходимы более обоснованные меры расчета тарифов – Нужно иметь в виду, что влияние тарифов на инфляцию может быть более выражено Общественный совет при ФСТ России, Москва, 10 февраля 2010
Макроэкономика: падение спроса Конкурентные рынки: – Стимулы к снижению издержек Ограниченная конкуренция на регулируемых рынках: – усиление лоббирования монопольными производителями увеличения тарифов Общественный совет при ФСТ России, Москва, 10 февраля 2010
Особенности регулирования в условиях развивающихся экономик (Antonio Estache and Liam Wren-Lewis, Journal of Economic Literature, 2009, 47:3, 730–771) Уровень развития институтов важен при определении оптимальных подходов к государственному регулированию – в силу слабости институтов в развивающихся странах оптимальная политка регулирования будет заведомо отличаться от таковой в развитых странах – недостаточно, а порой и вредно, прямо переносить практики регулирования из развитых стран в развивающиеся Общественный совет при ФСТ России, Москва, 10 февраля 2010
Неразвитость каких институтов особенно важна для определения оптимальной системы регулирования? Ограниченные возможности регулирующих органов реализовывать меры политики Ограниченная подотчетность – регулирующих органов государству – государства населению делает возможным влияние отдельных фирм или групп интересов на принятие и исполнение решений Необязательность выполнения обязательств и контрактов (как государством, так и фирмами) делает возможным пересмотр заключенных ранее договоров Ограниченная эффективность фискальной политики снижает возможности использования прямых субсидий для финансирования фиксированных инфраструктурных издержек Общественный совет при ФСТ России, Москва, 10 февраля 2010
Ограниченные возможности регулирующих органов Проблемы – Меньшая доступность информации об издержках фирм большая рента, получаемая фирмами (с низкими издержками) Пути решения – Пересмотр системы регулирования в пользу «сильных» схем, стимулирующих снижать издержки (price cap) – Конкуренция (при этом регулирование не становится менее важным, но меняется фокус регулирования) – Пересмотр структуры органов регулирования: централизация в технически сложных секторах и секторах со значительными внешними эффектами, большая координация в использовании ресурсов Общественный совет при ФСТ России, Москва, 10 февраля 2010
Ограниченная подотчетность Проблемы – Коррупция на разных уровнях власти, «захват» бизнесом как органов регулирования, так и правительства. Искажается информация неэффективность как мер регулирования, так и, в частности, решений о приватизации Пути решения – Снизить роль информации, принадлежащей отдельным агентами: использование менее «сильных» схем тарифообразования – Конкуренция между органами регулирования – Большее участие потребителей в регулировании, но важно предотвратить «захват» потребителей группами интересов и допустить потенциальных потребителей Общественный совет при ФСТ России, Москва, 10 февраля 2010
Необязательность выполнения договоров Проблемы – Недоинвестирование и снижение эффективности, если есть риск, что государство инициирует пересмотры контрактов – Приход в сектор неэффективных фирм, если фирмы могут сами инициировать пересмотры Пути решения – зависит от того, кто не соблюдает контракты – государство: использование менее «сильных» схем, государственное софинансирование, большее использование долгового финансирования, большая независимость регулирующих органов – фирмы: использование менее «сильных» схем Общественный совет при ФСТ России, Москва, 10 февраля 2010
Ограниченная эффективность фискальной политики Проблемы: – более высокие тарифы для потребителей и более высокие налоги на фирмы – меньшие объемы государственных инвестиций в инфраструктуру меньшая доступность услуг для бедных регионов/населения Пути решения – снижение объемов ренты у фирм: использование менее «сильных» схем – Кросс-субсидирование через тарифы, в том числе прогрессивные Общественный совет при ФСТ России, Москва, 10 февраля 2010
Основные направления государственной тарифно- ценовой политики в инфраструктурном секторе на период Переход к установлению долгосрочных тарифов 2.Передача управления частным операторам и заключение концессионных соглашений 3.Синхронизация инвестиционных программ естественных монополий 4.Регулирование надежности и качества предоставляемых услуг 5.Раскрытие информации о деятельности монополий 6.Минимизация последствий роста тарифов путем применения социальной нормы потребления 7.Повышение эффективности потребления электроэнергии, тепла, газа, воды 8.Повышение качества работы регулирующих органов Общественный совет при ФСТ России, Москва, 10 февраля 2010
Основные направления... на Повышение качества работы регулирующих органов. Большая независимость, развитие конкуренции между регулирующими органами 2.Повышение эффективности потребления электроэнергии, тепла, газа, воды 3.Минимизация последствий роста тарифов путем применения социальной нормы потребления. Правильно – начать с электроэнергии 4.Раскрытие информации о деятельности монополий 5.Регулирование надежности и качества предоставляемых услуг 6.Синхронизация инвестиционных программ естественных монополий Общественный совет при ФСТ России, Москва, 10 февраля 2010