Использование технологии модульного обучения на уроках русского языка в 5 – 9 классах как средства повышения самостоятельности учащихся Тарасенко Светлана Ефимовна, учитель русского языка и литературы МОУ «Добрянская средняя общеобразовательная школа 3»
Аннотация: Задачи, поставленные перед современной школой и определенные Концепцией модернизации образования в РФ, традиционная система обучения решить не в состоянии. В целях повышения качества образования, дифференциации и вариативности учебного процесса необходимо введение новых технологий обучения. Одна из таких перспективных технологий – технология модульного обучения, которая характеризуется опережающим изучением теоретического материала укрупненными блоками-модулями, алгоритмизацией учебной деятельности, завершенностью и согласованностью циклов познания и других циклов деятельности. Поуровневая индивидуализация учебной и дифференциация обучающей деятельности создает ситуацию выбора для учителя и ученика и обеспечивает выпускнику школы возможность дальнейшего успешного самообразования и профессионального образования.
Цель проекта разработать цикл уроков русского языка с применением модульной технологии и апробировать применение технологии в 5 – 9 классах Задачи проекта: - изучить научную литературу по данной теме; - познакомиться с практическим опытом применения модульной технологии на уроках в Пермском крае и в России; - создать творческую группу учителей, работающих по этой технологии; - разработать уроки-модули по русскому языку в 5 – 9 классах; - апробировать данные уроки-модули; - провести анализ усвоения материала в сравнении с традиционными технологиями; - издать методическую брошюру по применению данной технологии на уроках русского языка.
Форма апробации: - организация проблемной группы по разработке уроков с применением модульной технологии; - проведение экспертизы учебно-методических разработок; - проведение уроков русского языка с применением модульной технологии в 5 – 9 классах; - анализ качества образования в сравнении с традиционными технологиями; - организация семинара по обмену опытом
План-график реализации проекта: СодержаниеСрокОтветственное лицо I этап – подготовительныйТарасенко С.Е. 1Изучить научную литературу по данной теме Январь-февраль,. 2 Познакомиться с практическим опытом применения модульной технологии на уроках в Пермском крае и в России Январь-февраль, 2009г. 3Создать творческую группу учителей, работающих по этой технологии Январь-февраль, 2009г. II этап – основнойТарасенко С.Е. 1Разработать уроки-модули по русскому языку в 5 – 9 классах Февраль - август, 2009г. 2Провести экспертизу учебно-методических разработок Сентябрь 2009г. 3Апробировать данные уроки-модули на уроках Сентябрь-декабрь, 2009г. 4Провести анализ усвоения материала в сравнении с традиционными технологиями Декабрь 2009г. 5Организовать семинар по обмену опытомДекабрь 2009 г. III этап – итоговыйТарасенко С.Е. 1Составить итоговый отчетЯнварь 2010 г. 2Издать учебно-методическую брошюру по теме проекта Январь 2010 г.
Теоретическое обоснование проекта Современное управление школой одной из главных задач считает повышение эффективности учебного труда, т. е. оптимальную интенсификацию труда. К ее составляющим относятся повышение целенаправленности обучения, усиление его мотивации, информационной емкости содержания образования, применение прогрессивных форм и методов обучения, активизация темпов учебной деятельности, развитие рефлексивных навыков учебного труда. Традиционная классно-урочная система далека от оптимального варианта, она нивелирует способности учеников под один уровень. Поэтому необходимо создание разноуровневых программ. Все эти задачи может решить модульное обучение. Его положительный эффект связан с динамичностью, которая заключается в вариативности элементов модулей и содержания. Гибкость модульного обучения связана с дифференциацией и индивидуализацией обучения на основе многократно повторяющейся диагностики с целью определения уровня знаний, индивидуального темпа учебной деятельности. Ученик должен научиться проводить самоанализ, самоцелеполагание, самопланирование, самоорганизацию, самоконтроль, саморегуляцию.
Анализ нормативно-правовой базы Закон Российской Федерации «Об образовании». Концепция модернизации российского образования. Закон Пермского края «Об образовании». Программа развития образования в Пермском крае. Рабочая программа по предмету «Русский язык», автор Разумовская М.М.
Механизм реализации проекта: 1) изучение научной литературы и практического опыта применения технологии модульного обучения в учебном процессе; 2) разработка уроков-модулей по программе русского языка; 3) апробация уроков-модулей на уроках русского языка; 4) организация творческой группы учителей, использующих данную технологию в учебном процессе; 5) издательская деятельность «Технология модульного обучения на уроках русского языка».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1.Вазина К.Я. Саморазвитие человека и модульное обучение. Н.Новгород, Громкова М.Т. Модульное структурирование педагогического знания. М., Дьяченко В.К. Сотрудничество в общении. М., Сенновский И.Б. Модульная педагогическая технология в школе: анализ условий и результатов освоения. М.: Новая школа, Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе. М.: Новая школа, Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Эллис А., Роуте Д. Педагогические инновации. М.: Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения. Каунас, 1989.