ОБЗОР АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В УКРАИНЕ: ДОМИНИРУЮЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ, СОГЛАСОВАННЫЕ ДЕЙСТВИЯ, ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
АНТИМОНОПОЛЬНЫЙ КОМИТЕТ УКРАИНЫ Тема: Предотвращение нарушений законодательства о защите экономической конкуренции на рынке лекарственных средств Украины.
Advertisements

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Уголовная и административная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства Москва, 2010 г.
Четвертый антимонопольный пакет Москва, 2015 Федеральная антимонопольная служба.
Развитие конкуренции Сергей Васильев, Председатель комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению.
Нарушения антимонопольного законодательства, допускаемые хозяйствующими субъектами «Свобода конкуренции и эффективная защита предпринимательства ради будущего.
Некоторые аспекты применения антимонопольного законодательства в России Начальник Правового управления ФАС России С.А. Пузыревский ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Москва,2009 г. Второй антимонопольный пакет законов.
Итоги взаимодействия бизнеса и власти при подготовке «третьего антимонопольного пакета» и направления дальнейшего совершенствования законодательства для.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» 2007 г.
Изменения в антимонопольном законодательстве, актуальные для страхового рынка ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА.
ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАЩИТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ студентка группы П-12 м-1 Колосова Е.Э.
ТЕСНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ И АПТЕК В РАМКАХ ЛИ ДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ? БОРИС ДАНЕВИЧ АДВОКАТСКАЯ ФИРМА «ПАРИТЕТ»
Нальчик Кодексы Российской Федерации: Кодекс об административных правонарушениях, Уголовный Кодекс, Земельный Кодекс, Жилищный Кодекс. Федеральные.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Проект Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
Программа повышения квалификации ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ.
Казань, 2009 ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Игорь Артемьев, Руководитель ФАС России Развитие конкуренции в странах БРИК (опыт ФАС России)
Применение антимонопольного законодательства: «третий антимонопольный пакет» ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Ижевск, 18 апреля 2012.
Антимонопольное регулирование рынка банковских услуг в 2009 году Федеральная антимонопольная служба Москва, 2010 г.
Антимонопольное регулирование соглашений в дистрибуции FMCG Industry Forum Киев 2012 Алексей Кот Управляющий партнер юридической фирмы «Антика», к.ю.н.
Транксрипт:

ОБЗОР АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В УКРАИНЕ: ДОМИНИРУЮЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ, СОГЛАСОВАННЫЕ ДЕЙСТВИЯ, ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ.

ОСНОВЫ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА УКРАИНЫ ст. 42 Конституции Украины от г. Раздел 3 Хозяйственного кодекса Украины от г.ЗАКОНЫ Закон Украины "О защите экономической конкуренции" 2210 от г. Закон Украины "Об Антимонопольном комитете Украины" 3659 от г. Закон Украины "О защите от недобросовестной конкуренции" 236/96-BP от г.ПОЛОЖЕНИЯ Положение о порядке подачи заявлений в Антимонопольный комитет Украины о предварительном получении разрешения на концентрацию субъектов хозяйствования, приказ 33-p от г. Положение о порядке подачи заявлений в Антимонопольный комитет Украины о предоставлении разрешения на согласованные действия субъектов хозяйствования, приказ 26-р от г. Методика определения монопольного (доминирующего) положения субъектов хозяйствования на рынке, приказ.49-r от г. Типовые требования к согласованным действиям субъектов хозяйствования для общего освобождения от предварительного получения разрешения органов Антимонопольного комитета Украины на согласованные действия субъектов хозяйствования, приказ 27-р от г. Постановление Кабинета Министров Украины "Об утверждении порядка предоставления Кабинетом Министров Украины разрешения на согласованные действия, концентрацию субъектов хозяйствования" 219 от г., и пр.

ОСНОВЫ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА УКРАИНЫ Ст. 1 Закона Украины "О защите экономической конкуренции" Экономическая конкуренция соревнование между субъектами хозяйствования в целях получения, благодаря собственным достижениям, преимуществ над другими субъектами хозяйствования, в результате чего потребители, субъекты хозяйствования имеют возможность выбирать между несколькими продавцами, покупателями, а отдельный субъект хозяйствования не может определять условия оборота товаров на рынке Экономическая конкуренция – соревнование между субъектами хозяйствования в целях получения, благодаря собственным достижениям, преимуществ над другими субъектами хозяйствования, в результате чего потребители, субъекты хозяйствования имеют возможность выбирать между несколькими продавцами, покупателями, а отдельный субъект хозяйствования не может определять условия оборота товаров на рынке

ПОЛНОМОЧИЯ АМКУ рассматривать заявления и дела о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции и проводить по ним расследование проверять субъектов хозяйствования, органы власти на предмет соблюдения ими требований законодательства о защите экономической конкуренции проводить осмотр служебных помещений и транспортных средств субъектов хозяйствования – юридических лиц изымать или налагать арест на предметы, документы или другие носители информации, которые могут служить доказательством в суде требовать от субъектов проверок, их должностных лиц и работников необходимую информацию, в том числе с ограниченным доступом в целях устранения препятствий, созданных предприятием работникам АМКУ при исполнении ими своих полномочий, привлекать сотрудников органов внутренних дел принимать решения о прекращении нарушений конкурентного законодательства запрещать или разрешать согласованные действия на рынке налагать на нарушителей штрафы, применять другие санкции

МОНОПОЛЬНОЕ (ДОМИНИРУЮЩЕЕ) ПОЛОЖЕНИЕ Предприятие, доля товаров которого на рынке превышает 35%, если предприятие не сможет доказать, что испытывает значительную конкуренцию Предприятие с долей на рынке менее 35%, если оно не испытывает значительной конкуренции Положение каждого из нескольких предприятий, если совокупная доля не более трех предприятий, которым на одном рынке принадлежат наибольшие доли на рынке, превышает 50%, либо если доля не более пяти предприятий превышает 70%

ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ МОНОПОЛЬНЫМ (ДОМИНИРУЮЩИМ) ПОЛОЖЕНИЕМ Действия /бездеятельность субъекта хозяйствования, занимающего монопольное (доминирующее) положение на рынке, которые привели (могут привести) к недопущению, устранению или ограничению конкуренции, или ущемлению интересов других субъектов хозяйствования /потребителей, которые были бы невозможны в условиях существования значительной конкуренции на рынке: установление таких цен /других условий приобретения (реализации) товаров, которые невозможно было бы установить при условиях существования значительной конкуренции на рынке применение различных цен /разных других условий к равнозначным соглашениям с субъектами хозяйствования (продавцами или покупателями) без объективно оправданных на то причин обусловливание заключения соглашений принятием субъектом хозяйствования дополнительных обязательств, которые по своей природе /согласно торговым и другим честным обычаям в предпринимательской деятельности не касаются предмета договора ограничение производства, рынков или технического развития, что нанесло /может нанести ущерб другим субъектам хозяйствования, покупателям, продавцам частичный (полный) отказ от приобретения или реализации товара при отсутствии альтернативных источников реализации или приобретения существенное ограничение конкурентоспособности других субъектов хозяйствования на рынке без объективно оправданных на то причин создание препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) или устранение с рынка продавцов, покупателей, других субъектов хозяйствования

АНТИКОНКУРЕНТНЫЕ СОГЛАСОВАННЫЕ ДЕЙСТВИЯ Согласованные действия нескольких предприятий на определенном рынке товаров, которые привели или могут привести к недопущению, устранению или ограничению конкуренции в этом секторе: установление цен или других условий приобретения (реализации) товаров, ограничение производства, рынков товаров, распределения рынков по территориальному принципу, ассортименту товаров, объему реализации, кругу продавцов, и т.д. искажение результатов торгов, аукционов, конкурсов, тендеров, устранение с рынка или ограничение доступа на рынок других субъектов хозяйствования, покупателей, продавцов, применение разных условий к равнозначным соглашениям с другими субъектами хозяйствования, которое ставит последних в невыгодное положение в конкуренции, заключение соглашений при условии принятия другими субъектами хозяйствования дополнительных обязательств, которые по своему смыслу или согласно торговым и другим честным обычаям в предпринимательской деятельности не касаются предмета этих соглашений существенного ограничения конкурентоспособности других субъектов хозяйствования на рынке без объективно оправданных на то причин Совершение субъектами хозяйствования ПОХОЖИХ действий (бездеятельности) на рынке товара, которые привели/могут привести к недопущению, устранению или ограничению конкуренции в случае, если анализ ситуации на рынке товара опровергает наличие объективных причин для совершения таких действий (бездействия). Совершение согласованных действий, которые могут привести к ограничению конкуренции, возможно только после получения соответствующего разрешения АМК.

РАЗРЕШЕННЫЕ СОГЛАСОВАННЫЕ ДЕЙСТВИЯ 1) любые добровольные согласованные действия малых/средних предпринимателей по совместному приобретению товаров, которые не приводят к существенному ограничению конкуренции 2) любые вертикальные согласованные действия, если: совокупная доля всех участников согласованных действий на задействованном рынке товара в Украине не достигает 5% совокупная рыночная доля участников на задействованном рынке в Украине не превышает 20%, если никто из участников не имеет преимущественных прав или полномочий от органов власти или монополистов и активы или объем реализации продукции участников согласованных действий, с учетом отношений контроля, не превышают установленные для концентрации предельные показатели 3) в договорах поставки /использования товаров, участник может устанавливать ограничения на: использование поставленных им товаров или товаров других поставщиков; приобретение у других субъектов хозяйствования или продажа другим субъектам хозяйствования или потребителям других товаров; приобретения товаров, которые по своей природе или согласно торговым и другим честным обычаям в предпринимательской деятельности не принадлежат к предмету соглашения; формирование цен или других условий договора о продаже поставленного товара другим субъектам хозяйствования или потребителям !!!! допускается, если такие согласованные действия не приводят к существенному ограничению конкуренции на всем рынке или в значительной его части, в том числе монополизации соответствующих рынков; не ограничивают доступ на рынок других субъектов хозяйствования; не приводят к экономически необоснованному повышению цен или дефициту товаров

ПОРОГИ ДЛЯ КОНЦЕНТРАЦИИ 1) совокупная стоимость активов/совокупный объем реализации товаров участников концентрации (с учетом отношений контроля), за последний финансовый год, превышает сумму, эквивалентную 12 млн. евро, и при этом: стоимость (совокупная стоимость) активов/ объем (совокупный объем) реализации товаров, не менее чем в двух участников концентрации (с учетом отношений контроля) превышает сумму, эквивалентную 1 млн. евро, и стоимость (совокупная стоимость) активов/ объем (совокупный объем) реализации товаров в Украине хотя бы одного участника концентрации (с учетом отношений контроля) превышает сумму, эквивалентную 1 млн. евро; 2) доля на рынке товара любого участника концентрации/ совокупная доля участников концентрации, с учетом отношений контроля, превышает 35%, и концентрация происходит на данном /смежном рынке товара

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Финансовые санкции До 10% дохода (выручки) субъекта хозяйствования от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за последний отчетный год: антиконкурентные согласованные действия злоупотребление монопольным (доминирующим) положением невыполнение решения, предварительного решения органов АМКУ либо их выполнение не в полном объеме До 5% дохода (выручки) субъекта хозяйствования от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за последний отчетный год: совершение участниками согласованных действий, концентрации без получения разрешения До 1% дохода (выручки) субъекта хозяйствования от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за последний отчетный год: непредоставление информации АМК, предоставление недостоверной информации или информации в неполном объеме создание препятствий работникам АМК в проведении проверок, осмотра, изъятии или наложении ареста на имущество Административная ответственность ст КоАП Злоупотребление монопольным положением на рынке – штраф для руководителей предприятий прибл. до 35 дол США Ст КоАП Неправомерные договоры между предпринимателями (установление (поддержание) монопольных цен/тарифов, распределение рынков и т.д.) – штраф для руководителей предприятий прибл. до 35 дол США ст КоАП Непредоставление, несвоевременное предоставление руководителями предприятий и лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью, информации или предоставление заведомо недостоверной информации – штраф для должностных лиц/руководителей прибл. до 15 дол. США Уклонение руководителями предприятий от выполнения решений АМК /несвоевременное выполнение решений – штраф для должностных лиц/руководителей прибл. до 13 дол. США Уголовная ответственность Ст.228 УК Принуждение к антиконкурентным согласованным действиям путем насилия/причинения материального ущерба Ст.229 УК Незаконное использование знака для товаров и услуг, фирменного наименования, квалифицированного указания происхождения товара, либо иное умышленное нарушение права на эти объекты, если это причинило материальный ущерб в значительном размере

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА Для квалификации действий субъектов хозяйствования как согласованных антиконкурентных действий, злоупотребление монопольным (доминирующим) положением, недобросовестной конкуренций достаточным является установление самого факта совершения действий и возможности наступления негативных последствий Хозяйственный суд не вправе самостоятельно/путем назначения судебной экспертизы определять наличие/отсутствие монопольного положения субъекта хозяйствования на определенном товарном рынке При совершении антиконкурентных согласованных действий хозяйственным судом не принимаются во внимание доводы о том, что оно допущено в связи с выполнением предприятием своих договорных обязательств Одновременное повышение цены субъектами хозяйствования с целью их уравнивания, осуществляемое без видимых на то оснований, может рассматриваться как антиконкурентная согласованная практика

ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Разъяснение нечетких и слишком широких по содержанию определений нарушений, которые ограничивают развитие бизнеса Пересмотр законодательных норм, направленных, против согласованных действий и экономических концентраций Урегулирование вопросов добровольного раскрытия информации Устранение противоречий между некоторыми положениями Хозяйственного кодекса Украины и антимонопольными законами

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В СФЕРЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ КОНКУРЕНЦИИ В УКРАИНЕ В гг. Большая прозрачность, активное сотрудничество АМКУ с антимонопольными органами других государств с целью гармонизации процессуальных и материальных норм украинского права. Модернизация украинского законодательства о защите конкуренции путем внесения ряда изменений и реформирования действующего законодательства. На сегодняшний день вынесены на общественное обсуждение или находятся на рассмотрении в парламенте соответствующие законопроекты об установлении новых, более высоких, пороговых показателей, новых оснований для прекращения дел, связанных с согласованными действиями и концентрациями субъектов хозяйственной деятельности, усилении контроля над конкуренцией. Особое внимание злоупотреблениям в приоритетных областях: энергетическом секторе, в отрасли транспорта, коммуникаций, розничной торговли, рекламы лекарственных средств, детского питания, финансовых услуг и пр.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!