ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПРОЕКТА ЗАКОНА «О РЕСПУБЛИКАНСКОМ БЮДЖЕТЕ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2013 ГОД И ПРОГНОЗЕ НА ГОДЫ» ЭКСПЕРТНАЯ ГРУППА: ДОМАШОВ И. ИСАБЕКОВА Н. КИРИЛЕНКО А. САТЫБЕКОВ Б. ПРИ КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКЕ: ШУКУРОВА Э., КОРОТЕНКО В., экспертная группа проекта ЮНЕП, ПРООН «Бедность и окружающая среда» БИШКЕК, 2012 Комитет по бюджету и финансам Жогорку Кенеша Кыргызской Республики
СХЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ БЮДЖЕТА
ДИНАМИКА РАСХОДОВ НА ОХРАНУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ЗА 2009 – 2011ГГ. (ТЫС. СОМ)
РАСХОДЫ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ В ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ БЮДЖЕТА Расходы по функциональной классификации на 2013 год
СООТНОШЕНИЕ ДОХОДОВ ОТ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И РАСХОДОВ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ Налоговые доходы Налоговые доходы от природных ресурсов Расходы Расходы на ООС
СТРУКТУРА РАСХОДОВ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
СТРУКТУРА РАСХОДОВ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ (СПЕЦ СРЕДСТВА), 2012 Г.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЭКСТЕРНАЛИИ И ОТЛОЖЕННЫЕ РАСХОДЫ Молдобеков Б., национальный консультант ПРООН, Бишкек 2012 Динамика селей и паводков Ущерб от селей и паводков составляет более 500 мил.сомов. При деградации естественных экосистем и тенденциях изменения климата их число будет расти
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЭКСТЕРНАЛИИ И ОТЛОЖЕННЫЕ РАСХОДЫ Наблюдается снижение продуктивности пашни, которая в года составляла в среднем 34 центнера зерновых, то в период с 1996 по 2010 снизилась до 25,2 ц/га. Снижение продуктивности пашни на 8,8 ц/га привело к ежегодному недобору более 970,0 тыс. тонн зерна. Зафиксирована тенденция увеличения площадей деградации пастбищ Нагрузка на пастбища в 2010г Национальный доклад о состоянии окружающей среды Кыргызской Республики за годы
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРИРОДООХРАННЫЕ КОНВЕНЦИИ Кыргызстан является Стороной 12 международных экологических конвенций и трех протоколов 2009 года не перечислялись средства на оплату членских взносов в Секретариаты международных экологических конвенций В рамках существующего бюджета не представляется возможным оценить вклад страны в реализацию обязательств по выполнению природоохранных конвенций. Косвенные данные: например В Кыргызстане происходит сокращение финансирования на сохранение биологического разнообразия и развитие особо охраняемых природных территорий с ,4 тыс сом в 2011 году до ,0 тыс.сом в 2012 году. Внешние источники Внутренние источники Распределение средств на выполнение обязательств по глобальным экологическим конвенциям и соглашениям за 2012г.
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ПО СОХРАНЕНИЮ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Национальные программы по сохранению окружающей среды финансируются из средств доноров, государственного бюджета, республиканского и региональных Фондов охраны природы и развития лесной отрасли (ФОПиРЛО). Существует разрыв между мероприятиями, заявленными в программах развития и статьями бюджета, отсутствуют целевые индикаторы, формулировки мероприятий размыты. Существующие данные не дают четкого ответ на вопрос о том, сколько средств необходимо в настоящий момент на охрану окружающей среды.
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ Выгоды, получаемые от эксплуатации природного капитала, несоизмеримо выше средств вкладываемых в их восстановление и поддержание в надлежащем состоянии; Проект бюджета на 2013 год не является чувствительным по отношению к экологическим экстерналиям и не учитывает риски экономического развития, связанные с деградацией окружающей среды и истощением природных ресурсов; Отражение расходов на цели окружающей среды не позволяет увидеть целостную картину деятельности в рамках охраны природы и рационального использования ресурсов; Невозможно проанализировать экологическую составляющую бюджета в связи с его недостаточной детализацией; Необходима разработка программных бюджетов государственных органов в сфере ООС, с определением четких целевых индикаторов и смет для их достижения.