Разработка урока литературы в 9 классе на тему «Лингвостилистический анализ поэтического текста. Стихотворение А.С.Пушкина «Памятник».
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (21 августа 1836г., при жизни поэта не опубликовано) Автопортрет (?)
Впервые стихотворение опубликовано В.А. Жуковским в посмертном издании сочинений Пушкина в 1841г.
Памятник продолжает традицию горацианского Exegi monumentum (ода «К Мельпомене») – эти слова использованы Пушкиным в качестве эпиграфа Гораций Квинт Флакк до н.э.
Свои памятники также создали в 1795г. Г.Р. Державин ДЕРЖАВИН Гавриил Романович [ ] в 1918г. В.Я. Брюсов БРЮСОВ Валерий Яковлевич []
Классическая концепция лингвостилистического анализа поэтического текста Л.В.Щербы, В.В.Виноградова. 1. Выразительное чтение поэтического текста. 2. Анализ языковых средств с точки зрения их системно- языковой семантики. 3. Анализ значений языковых единиц в контексте художественного произведения. 4. Выход в собственно литературоведческий анализ текста. Анализ участия слова в создании образа и определение этого образа в образной системе в целом. ЩЕРБА Лев Владимирович [ ] ВИНОГРАДОВ Виктор Владимирович [ ]
Первая строфа Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа, Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа. Нерукотворный - Духовный, нематериальный - Сотворенный Богом, божественный
стихотворная надпись Василия Рубана к статуе Петра I «Нерукотворная здесь Росская гора»
Александрийский- памятник Александру I в Петербурге в виде огромной гранитной колонны
- Седьмое чудо света – Александрийский маяк
Вторая строфа Нет, весь я не умру – душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит – И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит.
Третья строфа Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык.
Четвертая строфа И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я Свободу И милость к падшим призывал. Переведем это четверостишие: И долго я буду любим народом тем, Что чувства добрые я поэзией пробуждал, Что в мой жестокий век прославил я Свободу И милосердие к побежденным призывал.
Пятая строфа Веленью божию, о муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца, Хвалу и клевету приемли равнодушно И не оспоривай глупца.
1.Какова преобладающая стилистическая окраска слов в этом стихотворении? Приведите примеры. Чем это можно объяснить? 2.Какие слова заимствованы из церковнославянского языка? По каким приметам вы это установили? 3.Какие встретились в тексте архаизмы? Определите их разряд. Какова окраска этих слов? 4.Каков жанр стихотворения Пушкина «Памятник»? Что означают термины ода, элегия? 5.Каков размер (метр) стихотворения? Случаен ли он?
6.В чем своеобразие стихотворения Пушкина по сравнению с одноименным стихотворением Державина? 7.Охарактеризуйте композицию стихотворения «Памятник». 8.Какие вам известны трактовки идейно-образного содержания стихотворения? В какой мере они подтверждаются лингвистическим анализом текста? 9.Считаете ли вы эти трактовки взаимоисключающими? Если нет, то почему? 10.Раскройте смысл высказывания В.В.Виноградова: «Памятник» – это исповедь, самооценка, манифест и завещание великого поэта».
Попытки написать творческую исповедь предпринимались Пушкиным не раз: Не тем горжусь я, мой певец… (1822) Андрей Шенье (1825) Поэт и толпа (1828) Из Пиндемонти (1836)
Пушкин предсказал в Памятнике К нему не зарастёт народная тропа Слух о нём пройдёт по всей Руси великой и назовёт его всяк сущий в ней язык Он нашёл объяснения тому, чем он будет любезен народу : чувства добрые я лирой пробуждал и в мой жестокий век восславил я Свободу и милость к падшим призывал
Заветы Пушкина были подхвачены лучшими поэтами ХХ в. Блок 1921 г., когда государственные чиновники уже активно претендовали на руководство искусством, писал: Пушкин, тайную свободу пели мы вослед тебе! Помоги нам в непогоду, руку дай в немой борьбе.