Педагогика САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет философии Тема 2. История отечественного образования: XX век. Преподаватель: к.пс.н., И.В. Брагина 2010
Состояние системы образования в России на рубеже XIX–XX вв. Начальное образование: Народные училища Церковно-приходские училища Городские училища Частные школы
Среднее образование Гимназии Реальные училища Семинарии Кадетские корпуса Женские классические гимназии Коммерческие училища
Высшее образование Январь 1917: 124 высших учебных заведения.
Период альтернативной педагогики ( ) А.В. Луначарский, Н.К. Крупская, В.М. Бонч-Бруевич и др. Цель советского образования воспитание особого типа человека, строителя социализма. 1918: «Положение о единой трудовой школе»
1919: появление рабочего факультета (рабфак) е годы – политехнизация страны. ГУС, 1923: школа должна идти в своей работе от ребенка, его интересов, раскрывая ему постепенно мир окружающий и делая его участником этого мира.
С.Т. Шацкий 1919 – создание Первой опытной станции по народному образованию. Цель: исследование влияния среды на рост и развитие ребенка. Идея связи трудовой, эстетической и умственной деятельности ребенка с его обучением.
Метод проектов Дж. Дьюи Цель: развитие познавательных, творческих навыков учащихся. Суть: решение какой-то проблемы, предполагающей интегрирование знаний и умений из различных областей науки, культуры, техники. Результат проекта должен быть «осязаемым».
Воспитанию – большое значение. Качества: настойчивость, трудолюбие, социальная активность, солидарность гг.: кампания по ликвидации безграмотности.
Основные черты школы 20-х гг.: «+» Обучение в тесной связи с жизнью. Ориентация на самостоятельную познавательную работу учащихся. Обучение без оценок, экзаменов. Преобладание групповых и коллективных методов учебной деятельности. Политехнизация образования. «-» недостаточная прочность знаний, бессистемный характер, трудность для педагогов работать в таком режиме
1928 – новая редакция образовательных программ: предметный принцип преподавания обязательный минимум знаний у учащихся систематическое освоение основ наук.
Сталинская педагогика ( ) 1931 «Об учебных программах», 1934 «О преподавании истории в школе» 1936 «О педологических извращениях в школе». Педология это комплексная наука о ребенке, основанная на идее педоцентризма.
А.С. Макаренко Теория воспитания личности в коллективе Цель: гармоническое развитие личности ребенка за счет организации жизни и деятельности детей в коллективе.
Принципы воспитания: Как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему. Принцип педагогического оптимизма: вера в лучшее в человеке. Самоуправление. Демократия. Включение детей в производительный труд. Закон параллельного педагогического действия: педагог воздействует на личность через коллектив.
Воспоминания о Макаренко
ВОВ: ограничение материальных, финансовых и кадровых ресурсов. Холодная война: запрет на знакомство с зарубежными достижениями в педагогике.
Четвертый период ( ) Теория развивающего обучения В.В. Давыдова – Д.Б. Эльконина
Предпосылки ТРО: 1) ученик – субъект учебной деятельности (С.Л. Рубинштейн). 2) положение о ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка (Л.С. Выготский). В младшем школьном возрасте: ведущая деятельность учебная; осн. психические новообразования абстрактно-теоретическое мышление и произвольное управление поведением учебный год Цель: формирование у детей основ теоретического мышления.
Принцип От частного к общему От общего к частному Действия Сравнение Обобщение Знания Внешние свойства Внутренние связи Развитие Количественное Качественное Мышление Эмпирическое Теоретическое
Работа с гипотезами детей
Послевоенные годы – процесс урбанизации. 1974: введено всеобщее среднее образование. Следствия: «+»: значительное расширение доступа к высшему образованию «-»: снижение ценности образования и понижение уровня подготовки абитуриентов вузов.
Образование в постсоветском пространстве (1990-е гг.) 1992: закон РФ «Об образовании»
Три революции в обществе и образовании Ментальная Глобализационная Информационная