Домашова Раиса Агаповна Учитель-логопед Высшая категория Педагогический стаж 4 2 года
Формирование речи, как средство развития коммуникативных умений учащихся начальных классов коррекционой школы 8 вида
Проблема социальной адаптации в обществе: Проблема поиска эффективных путей, технологий обучения, воспитания детей с проблемами в развитии является приоритетной в современной дефектологии. Результатом обучения детей в школе должна являться их успешная социальная адаптация в обществе. Успех в профессиональной деятельности, активности в общественной жизни зависит от уровня владения навыками общения, умением воспринимать и передавать полученную информацию посредством речи, т. е. коммуникативной функцией речи
Учащиеся с нарушением интеллекта характеризуются: Недоразвитием речи; Несовершенством коммуникативных умений; Снижением активности, инициативности речи
Отклонения в развитии речи отрицательно влияют на: Психическое, социальное здоровье ребёнка; Затрудняют развитие речемыслительной и познавательной деятельности детей; Формирование положительно мотивированной личности; Препятствуют созданию условий для успешной социальной адаптации выпускников.
Задача школы 8 вида- - создать условия, среду для формирования и развития коммуникативных умений и навыков учащихся, которые обеспечили бы дальнейшую социализацию. Работа в этом направлении связана с теми знаниями, которые дети получают на уроках СБО, математики, русского языка, природоведения, естествознания, труда. Особенно важна работа логопеда, как специалиста по коррекции речевых нарушений.
База для формирования коммуникативной функции речи(диалога, монолога): Сформированность звукопроизношения; Развитие фонематического восприятия; Развитие фонематического анализа и синтеза, как основы для формирования чтения.
Формирование коммуникативных умений во внеурочное время: Участие в школьных праздниках; Выступление на классных часах; Решение викторин; Участие в логопедических праздниках; Драматизация сказок.
Основа для развития связной речи учащихся: Использование в процессе проведения логопедических занятий инновационных дидактических игр, в том числе и компьютерных, логоритмики, театрализованной деятельности значительно развивает коммуникативную функцию речи. Участие максимального количества анализаторов, сочетание наглядных, практических и вербальных средств, развивает сенсорный опыт детей, а это является основой для развития связной речи учащихся.