Исследовательская работа по стихотворению М.Ю.Лермонтова «Утес» Подготовила учитель начальных классов учитель начальных классов МОУ «СОШ 13 г.Зеленокумска» Самойлова Татьяна Степановна МОУ «СОШ 13 г.Зеленокумска» Самойлова Татьяна Степановна
Цель исследования: Доказать, что стихотворение М.Ю.Лермонтова «Утес» - это не только красивое описание природы, но «зашифрованное» философское рассуждение о межличностных отношениях.
Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве в 1814 году. Поэт, прозаик, драматург. Неоднократно приезжал на Кавказ. Написал множество произведений о Кавказе.
Как Лермонтов описал удивительно красивый пейзаж в стихотворении «Утес»? -Почему тучка золотая? Ее золотит заходящее солнышко. Ее золотит заходящее солнышко. - Что за грудь у утеса? Склон. Склон. - Почему туча убежала, играясь? Ветер ее сдул. Ветер ее сдул. - Что значит по лазури? По ярко-синему небу. По ярко-синему небу. - Что за морщинка у утеса? Расщелина в горе. Расщелина в горе. - Почему остался влажный след? Капельки воды от тучи. Капельки воды от тучи.
Вывод: Стихотворение – это не пособие по природоведению. Его образный язык помогает нам представить этот старый изрезанный расщелинами утес, лучи заходящего солнца, маленькую тучку, сверкающее голубое небо, почувствовать порывы утреннего ветра.
Гипотеза: Описывая природу, Лермонтов подразумевал и межчеловеческие отношения.
Только ли о размере идет речь, когда поэт говорит «тучка»? Только ли о размере идет речь, когда поэт говорит «тучка»? Нет, еще можно так сказать о возрасте Нет, еще можно так сказать о возрасте Только ли о размере мы говорим об утесе-великане? Только ли о размере мы говорим об утесе-великане? Нет, он еще старый, неподвижный, прикован к месту, может только размышлять в одиночестве и плакать. Нет, он еще старый, неподвижный, прикован к месту, может только размышлять в одиночестве и плакать. Так о чем же еще стихотворение? Так о чем же еще стихотворение? О молодости и старости. О том, как юные легкомысленны, подвижны, изменчивы. А старые люди мудры, но порой одиноки и неподвижны. О молодости и старости. О том, как юные легкомысленны, подвижны, изменчивы. А старые люди мудры, но порой одиноки и неподвижны. После посещения тучки как «чувствовал» себя утес? После посещения тучки как «чувствовал» себя утес? Ему стало хуже. Его тоска одиночества усилилась. Тучка не могла понять утеса: она стремительна, юная, ей не известны чувства, которые переживает утес. Ему стало хуже. Его тоска одиночества усилилась. Тучка не могла понять утеса: она стремительна, юная, ей не известны чувства, которые переживает утес.
У поэзии есть одна важная, почти волшебная особенность. Поэт произносит слова, которые живут сразу и одновременно двойной жизнью. Например, мы видим и пейзажную зарисовку, и одновременно угадываем в ней рассказ о человеческих отношениях.
В чем же особенность стихотворения? Стихотворение маленькое, но оно насыщено чувствами. В нем яркие картины, в нем звучит музыка