Программа клуба юных читателей «КЛЮЧИк» Разработана зав.библиотекой школы 643 Громовой Л.Н. Санкт-Петербург 2012 год
Стаж работы зав.школьной библиотеки- 22 года Стаж работы педагогом дополнительного образования – 8 лет, в школе 643 – 5 лет Громова Любовь Николаевна, зав.библиотекой школы 643 Московского района Санкт-Петербурга
Литературная игра «Книгочей»1991 год. Статья в сборнике материалов научно- практической конференции «Чтение как ценность» 2004 год. Презентация на CD «Виртуальная выставка книг о маленьких человечках»2009 год.
1.понедельник 15 : 45 – 16 : 30 ГПД 1 классы 2.среда 15 : 45 – 16 : 30 ГПД 2 классы 3. Четверг 15 : 45 – 16 : 30 ГПД 3 классы
Согласовано: Утверждаю: Методист ИМЦ Директор школы 643 Пикалева Е.А. Андреева Н.Д. Программы дополнительного образовательного курса Клуб юных читателей « КЛЮЧИк » 1 класс (6-7 лет) 2 класс (7-8 лет) 3 класс (8-9 лет) Срок реализации: 1 учебный год Автор: зав. библиотекой школы 643 Громова Л.Н. Санкт-Петербург 2012
Цель программы для 1 и 2 классов: Общее развитие детей младшего школьного возраста средствами художественной литературы. Задачи программы: 1. Сделать наиболее доступным для детей восприятие художественных произведений путем выразительного чтения учителем книг, разъяснением и совместным обсуждением прочитанного; 2. Вызвать и развить устойчивый интерес к чтению, расширяя читательский кругозор и предлагая детям лучшие произведения детской литературы, в том числе те, которые не входят в программу чтения на уроках; 3. Активизировать познавательный интерес учащихся, расширить их знания о книгах и пользе чтения, повысить уровень их читательской культуры; 4. Способствовать развитию у читателей воображения, эмоций, мышления, побудить к эстетическим переживаниям и сопереживанию с героями книг, приобщению к духовно-нравственным ценностям и развитию творческих способностей; 5. Научить читателей основам библиографических знаний и навыкам их применения, учитывая соответствующие программы для 1 или 2 кла сса.
Цель программы для 3 класса Общее развитие детей младшего школьного возраста средствами художественной литературы, формирование у учащихся потребности в книге, приобретение знаний, умений и навыков, связанных с поиском и обработкой информации. Задачи программы: 1.Вызвать и развить устойчивый интерес к чтению, расширяя читательский кругозор и предлагая детям лучшие и современные произведения детской литературы, в том числе те, которые не входят в программу чтения на уроках; 2. Активизировать познавательный интерес учащихся, расширить их знания о книгах и пользе чтения, повысить уровень их читательской культуры; 3.Научить читателей основам библиографических знаний и навыкам их применения, используя различные виды печатных изданий и учитывая соответствующие программы для учащихся третьих классов.
Учебно-тематический план: ГПД 1 класс п/п Тема кол-во часов Вводное занятие: рассказ о библиотеке и работе клуба юных читателей 1 Другая « Азбука » 2 Любимые стихи 6 Любимые сказки 6 Наш дом: рассказы о семье, детях, школе 6 Ребятам о зверятах 6 Мир вокруг: стихи и рассказы о природе, о Санкт-Петербурге 3 Народное творчество: пословицы, загадки, песенки, считалки 2 Заключительное занятие: обсуждение, итоги 1 Итого: 33 часа
Учебно-тематический план: ГПД 2 класс п/п Тема кол-во часов Вводное занятие: рассказ о книгах и библиотеках, о работе клуба юных читателей 1 Русские народные сказки 5 Сказки народов мира 5 Сказки русских писателей 8 Сказки зарубежных писателей 8 Почемучкины книжки 4 Детские научно-популярные журналы 1 Первые энциклопедии 1 Заключительное занятие: обсуждение, итоги 1 Итого: 34 часа
Учебно-тематический план: ГПД 3 класс п/п Тема кол-во часов Вводное занятие: рассказ о работе клуба юных читателей, о библиографических знаниях. 1 Книги – мои друзья. 1 Библиотеки. 6 Информация. История письменности. 2 Древние книги. 2 Книгопечатание. 2 Современная книга. 2 Книга и ее создатели. 3 Жанры литературы. Типы изданий. 4 Детская периодическая печать. 2 Основы библиографических знаний 8 Заключительное занятие: подведение итогов 1 Итого: 34 часа
Занятия по каждой теме начинаются с чтения книг, демонстрации и рассматривания иллюстраций, ответов на вопросы учащихся, обсуждения прочитанного, беседы на тему, волнующую детей. В программе некоторые темы сопровождают учебный процесс по истории, природоведению, краеведению, литературе, русскому языку, а также постоянно на занятиях учащимся даются основы библиотечно- библиографических знаний. Практическая часть занятий проводится в различных формах: ответы на вопросы о прочитанных книгах, героях книг, их поступках; высказывания детьми собственного мнения о прочитанном; мини-викторины, загадки по теме занятия, соревнования; чтение по ролям, ролевые игры; творческие задания: рисунки, поделки, макеты книг и др.; задания, в которых ребёнок может использовать свои знания о книгах и библиотеке; и другие игровые формы;
Так проходят наши занятия
Занятие по теме: Сказки зарубежных писателей. Г. Х. Андерсен
Программа клуба юных читателей «КЛЮЧИк» разработана в 2007 году, когда я начала работать в школе 643. Очень хотелось привлечь детей в библиотеку, в том числе, воспитать собственных читателей, начиная с 1-ых и 2-ых классов. В этом возрасте детям, уже научившимся читать ещё сложно воспринимать содержание книги, понять смысл и радоваться общению с хорошей книгой. Вечно занятые взрослые считают: «научился – читай сам», поэтому эти занятия могли бы помочь начинающим читателям полюбить книгу. Продолжением этой работы в 2012 году стала программа для 3 класса. На занятиях кружка с ГПД 3классов юные читатели продолжают знакомиться с библиотекой, книгой, её структурой, многообразием, историей, получают основы библиографических знаний.
Формы подведения итогов реализации программы: - активное участие членов клуба юных читателей в классных и школьных мероприятиях; - участие в выставках рисунков « Читаем и рисуем » ; -посещение и чтение книг в школьной и районной библиотеках (анализ чтения по читательским формулярам); -успешное участие в литературных праздниках, конкурсах и викторинах в школьной и районной библиотеках; - владение и умение использовать основы библиографических знаний
Праздник, посвященный 120-летию С.Я.Маршака,2007 год «На солнечной поляне Лукоморья» (по сказкам А.С.Пушкина), годы « Приглашение в Конфетинбург» (по сказке Э.Гофмана «Щелкунчик») 2009 – 2010 годы «Память сердца».Мероприятие для 1 -5 классов к 65-летию Победы. «Кошки лучше чем собаки?» Мероприятие для 2-4 классов,2010 год. Во время каждого мероприятия проводится тематические викторины по книгам, в которых всегда принимают участие члены клуба юных читателей. Участие в школьных мероприятиях
В 2009/2010 и начале 2010/2011 уч. г. наши учащиеся посетили мероприятия: Сказки, которые придумал Киплинг Путешествие в Андерсенград Приглашает в сказку нас развесёлый Чиполлино (Дж.Родари) Планета маленького принца (А.Сент-Экзюпери) На огонёк к Марку Твену Хочу навеки быть человеком (В.Медведев) Дядя Фёдор и его друзья (Э.Успенский) Всадник скачущий впереди (А.Гайдар) Ребята с нашего двора (В.Драгунский) и др.мероприятия
Занятия групп продлённого дня в библиотеке позволяют использовать весь арсенал средств привлечения читателя: - красочные издания и детские энциклопедии, предназначенные только для читального зала; - мини - выставки книг и иллюстративных материалов по теме занятия; - произведения современных авторов, ещё не вошедшие в учебники в т.ч. публикации в детских журналах ; - возможность использовать аудиокниги на CD и сочетать чтение и прослушивание фрагментов радиоспектаклей с музыкальным сопровождением; - детские научно-популярные журналы ; - презентации из фонда библиотеки по теме занятия; - необходимая информация из Интернет.
Детские энциклопедии и красочные издания, предназначенные для читального зала
Спасибо за внимание