Руководство СССР и РСФСР в условиях роста национальных движений и сепаратизма. ( историко-сравнительная характеристика на основе анализа первоисточников)
Задачи урока На основе анализа источников подвести учащихся к осмыслению понятий: национализм и сепаратизм На основании предложенных линий сравнения найти общие черты и различия в руководстве СССР и РСФСР. Навык сравнительного анализа, развитие логического мышления, умение обобщать и делать выводы.
Линии сравнения Исторические условия, сложившиеся в период перестройки. Национальная политика. Методы осуществления реформ. Социально-экономическая политика. Образование, наука и культура. Результаты ( + и -) Последствия (политические, экономические и социальные)
Подведение итогов (оформление таблицы) Вопросы для сравнения ОбщееРазличия
Материалы для самостоятельной работы учащихся История России, 1945 – 2007гг.: 11кл. Учебник, под ред. А.А.Данилова – М.: Изд-во Просвещение, 2008 г. Поннер Е.Д., История России, ХХ век – учебное пособие для учащихся общеобразовательных школ – СПб. 2000г Хрестоматия по отечественной истории (1945 – 1995г): учебное пособие для студентов вузов, Под ред. А.Ф.Киселёва, Э.М. Шагина – М.,1996г Горбачёв М.С. Жизнь и реформы, в 2т. – М., 1995г. Буш Дж., Скоукрофт Б. Мир стал другим.- М., 2004г Перестройка: десять лет спустя (апрель ). – М., 1995г Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Принята первым съездом народных депутатов РСФСР, 12 июня 1990г Декларация глав государств и правительств. 21 декабря 1991г.