Дизайн в СССР В. Татлин. Проект памятника-дворца Третьего Интернационала.
В Советском Союзе дизайн в 20 годы сначала бурно развивался, но назывался он не термином «дизайн», а «производст- венным искусством».
В годах в Москве работали Высшие художественно- технические мастерские (ВХУТЕМАС).
Пропедевтический курс включал основы формообразования и цветоведения в пластических искусствах, затем можно было выбрать для изучения изобразительное искусство, архитектуру или производственное искусство (полиграфический, текстильный, керамический, деревообделочный, металлообрабатывающ ий факультеты).
Среди преподавателей были выдающиеся дизайнеры А.М.Родченко, В.Е.Татлин и др.
В результате преобразования ВХУТЕМАСа в 1926г был открыт ВХУТЕИН (Высший художественно-технический институт). Подобное учебное заведение было в 20-е годы и Петрограде (Ленинграде).
Однако, в 30-е годы дизайнерское направление было закрыто, и эти институты были преобразованы в обычные художественные вузы, где изучали только живопись, скульптуру и архитектуру.
В 30 годы в СССР, однако, «дизайн» продолжал развиваться: строились современные здания дворцов культуры, станций метрополитена, самолеты, автомобили и т.д.
Снова вернулись серьезно к проблемам производственного искусства в СССР лишь в 60-е годы (во время хрущевской «оттепели»).
В 1962 году постановлением Совета Министров в Советском Союзе в связи с необходимостью повышения качества продукции была создана государственная система художественного конструирования (так был интерпретирован термин «дизайн»).
Был организован ВНИИ технической эстетики (ВНИИТЭ), его филиалы в республиках. Большое внимание уделялось научно- методическим аспектам.
В течение 10 лет была предложена «аксиоморфологическая концепция» как теоретическая основа художественного конструирования. По мнению ученых, на вещь можно смотреть двойственно: с точки зрения ее морфологии и аксиологии. Морфология – это структура, форма предмета, пространственная организованность, которая появляется в результате целенаправленной деятельности человека в соответствии с природными закономерностями. Аксиология – общественно-человеческая полезность (утилитарная, культурная, эстетическая), значимость, ценность изделия.
Несколько в ином направлении развивалась деятельность так называемой «Сенежской студии» - теоретиков студии на Сенеже Союза художников СССР (В.Л. Глазычев, К.М. Кантор, Е.А. Розенблюм и др).
Кантор сформулировал кардинальные положения концепции Сенежской студии, определив их следующим образом: творческой основой художественного проектирования является изобразительное искусство; художественное проектирование может осуществляться как особый вид коллективного творчества, родственный творчеству театральной труппы; художественный проект выступает как самостоятельное, завершенное в себе, художественное произведение и может быть предъявлен на выставке или в музее как результат нового вида художественного творчества.
в 80-е годы получила достаточно стройную формулировку теория системного проектирования, «системного дизайна».
В 1983 году в Ленинграде появилась книга «Дизайн: очерки теории системного проектирования». В 1987 году изданы работы ВНИИТЭ «Методика художественного конструирования. Дизайн-программа» и «Средства дизайн-программирования».
1987 году также учрежден Союз дизайнеров СССР, объединивший широкий круг специалистов. Еще одним знаменательным событием этого года стала Московская выставка «Дизайн США». Она была во многом поучительной, так как в нашей стране разрабатывался в основном лишь промышленный дизайн, а другие его аспекты опускались.
С началом Перестройки Российский дизайн влился в общемировой дизайн. Стали бурно развиваться ландшафтный дизайн, высокая мода, реклама, дизайн интерьера и т.д.
Спасибо за внимание!