Формирование общеучебных умений и навыков Рожкова М.В., кандидат педагогических наук, методист издательского центра «Вентана-Граф» 1
Особенности УМК «Школа ХХ1 века
Предпосылки: основные положения теории Л.С.Выготского, научные идеи развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.В.Запорожца, концепция перспективной начальной школы (А.М. Пышкало, Л.Е. Журова, Н.Ф. Виноградова).
УМК "Начальная школа XXI века" стал победителем "Конкурса по созданию учебников нового поколения для средней школы", проводимого Национальным Фондом подготовки кадров и Министерством образования РФ. Выражением общественного признания УМК стали отраслевые и правительственные награды комплекта. В 2001 г. комплект стал победителем в номинации "Учебник XXI века" и обладателем книжного "Оскара" на XIV Московской международной книжной ярмарке. В 2002 г. комплект удостоен Премии Президента РФ в области образования.
Важнейшие компоненты системы УМК способствуют: формированию основ гражданской идентичности эффективному личностному и познавательному развитию учащегося на основе формирования умения учиться; подготовке учащихся к успешному обучению в средней школе; сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей; реализации личностно-ориентированной педагогики; формированию, развитию и сохранению у учащихся интереса к учению; ориентации учебного процесса на воспитание нравственности ребенка, патриотических убеждений, освоение основных социальных ролей, норм и правил.
Цель ФГОС НОО развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий УМК « Начальная школа 21 века» Развитие личности школьника, формирование общих способностей и эрудиции в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого. Становление элементарной культуры деятельности, овладение основными компонентами учебной деятельности. Формирование готовности к самообразованию.
Основные положения Стандарт направлен на обеспечение духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся; На обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся; Учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся; Разнообразие организационных форм и учёт индивидуальных особенностей каждого обучающегося; Обучение строится с учётом психологических особенностей и возможностей младшего школьника, его индивидуальности и способностей; Методика изучения каждого учебного предмета ориентируется на развитие ребёнка, формирование учебной деятельности, восполнение его духовной и эмоциональной культуры; Обучение строится на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечивать поддержку его способностей.
Подход к обучению На ступени начального общего образования осуществляется формирование основ умения учиться; способности к организации своей деятельности умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. Обучение строится как процесс «открытия» школьником конкретного знания. Ученик не принимает его в готовом виде, деятельность требует от него усилия, размышления, поиска. Школьнику даётся право на ошибку, на коллективное обсуждение, анализ ошибок и их исправление. Руководящая роль педагога «скрыта» от учеников. Учитель предлагает новые формы учебного взаимодействия: организовывает совместные размышления, поиск, наблюдения, самостоятельную деятельность школьников по построению алгоритмов, моделированию учебных ситуаций. Изменение отношения учителя к контролирующей и оценочной деятельности в начальной школе. Формирования у школьников самоконтроля и самооценки, развитие у него адекватного понимания причин успешности учебной деятельности, формировании умения осуществлять пошаговый контроль за своими учебными действиями.
Результаты Освоение учащимися основной образовательной программы начального общего образования является сплав личностных, метапредметных и предметных результатов
Учебники по предметам начального общего образования Букварь. Авторы: Журова Л.Е., Евдокимова А.О. Русский язык. Авторы: Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И., Петленко Л.В. Литературное чтение. Авторы: Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Математика. Авторы: Рудницкая В.Н., Кочурова Е.Э., Рыдзе О.А., Юдачева Т.В. Окружающий мир. Авторы: Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Изобразительное искусство. Авторы: Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Музыка. Авторы: Усачева В.О., Школяр Л.В. Технология. Автор: Лутцева Е.А. Физическая культура. Авторы: Петрова Т.В., Копылов Ю.А., Полянская Н.В., Петров С.С. Основы духовно-нравственной культуры народов России (4 класс). Авторы: Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В. Английский язык «FORWARD» (2-4 классы). Авторы: Вербицкая М.В., Оралова О.В., Эббс Б., Уорелл Э., Уорд Э.
11
Основополагающие принципы 1. Природосообразность обучения рассматривается как соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста, обеспечение помощи учащимся, которые испытывают трудности в обучении; создание условий для роста творческого потенциала, успешного развития одаренных детей. Мера трудности содержания образования для каждого ученика с учетом темпа его продвижения в освоении знаний-умений и универсальных действий, уровня актуального психического развития и этапа обучения.
Интеграция содержания обучения Положения: ориентироваться на возрастные особенности младших школьников, для которых свойственно целостное (недифференцированное) восприятие объектов окружающего мира; ярче представлять характеристики учебных предметов, для которых интеграция является главной сущностной особенностью; уменьшить количество учебных предметов, тем самым и общую нагрузку школьника, а значит, устранить перегрузки и избежать чрезмерного утомления.
Основополагающие принципы 2. Принцип педоцентризма предполагает отбор содержания обучения, наиболее адекватного потребностям детей этого возрастного этапа развития, знаний, умений, универсальных действий, наиболее актуальных для младших школьников. При этом учитывается необходимость социализации ребенка, осознание им своего места не только в «детском» мире, но и в школьном коллективе; овладение новыми социальными ролями («я – ученик», «я – школьник») с постепенным расширением его участия во «взрослом» мире. Учитывается также знания и опыт младшего школьника по взаимодействию со сверстниками, с другими людьми, со средой обитания, уровень осознания своей принадлежности к обществу людей (права, обязанности, социальные роли).
Основополагающие принципы 3. Принцип культуросообразности позволяет предоставить учащемуся для познания лучшие объекты культуры из разных сфер окружающей жизни (наука, искусство, архитектура, народное творчество и др.), что позволяет обеспечить интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности школьника.
Основополагающие принципы 4. Личностно-ориентированное обучение предполагает: сохранность и поддержку индивидуальности ребенка; предоставление возможностей каждому ребенку работать в присущем ему темпе; создание условий для обязательной успешной деятельности; обучение в зоне «ближайшего развития», обеспечение своевременной помощи каждому ребенку при возникновении трудностей обучения; создание условий для реализации творческих возможностей школьника.
Особенности организации учебного процесса Системно-деятельностный подход ориентирует: на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира; на опору на современные образовательные технологии деятельностного типа: проблемно-диалогическую технологию, технологию мини-исследования, технологию организации проектной деятельности, технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
УМК "Начальной школы ХХI века" реализует в образовательном процессе: право ребенка на свою индивидуальность, создание эмоционально-положительной атмосферы обучения младших школьников, развитие учебной инициативы и самостоятельности новые подходы к дифференциации обучения.
Дифференциация обучения – ключ к сохранению индивидуальности ребенка Обучение в гетерогенных классах. Выделение заданий трёх уровней сложности. Наличие коррекционно-развивающих тетрадей. Учет сформированности учебной деятельности (использование педагогической диагностики). Осознание уровня владения тем или иным способом действия («я не могу это сделать, потому что я не знаю или не умею...»), ориентировка на поиск необходимого (нового) способа действия.
Задание для педагогической диагностики Первое педагогическое обследование (сентябрь) 20 Задание 1 Задание2 Задание 3 Задание 5
Задание для педагогической диагностики Первое педагогическое обследование (сентябрь) 21 Задание 6 Задание 7 Задание 8
Задание для педагогической диагностики Первое педагогическое обследование (сентябрь) Задание 1. Цель: выявить умение передавать форму фигуры (вычерчивать равную или подобную фигуру, соблюдая пропорции между элементами фигуры). Задание 2. Цель: выявить умение ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз). Задание З. Цель: выявить умение выбрать и выполнить операцию + или - ; при правильном понимании текста задачи, перейти от числа к соответствующему конечному множеству предметов (круг, квадрат). Задание 4. Цель: выявить умение сравнивать множества по числу элементов (вне зависимости от навыка счета). Задание 5. Цель: выявить умение классифицировать, находить признаки, по которым произведена классификация. Задание 6. Цель: проверить состояние фонематического слуха, фонематического восприятия в процессе отбора картинок с заданным звуком в названиях. Задание 7. Цель: выявить степень овладения звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове.
Педагогическая диагностика 1 Выявление причин устойчивых ошибок; характера возникающих затруднений Коррекционно- развивающая работа Педагогическая диагностика 2
Преемственность и перспективность обучения диагностика (психологическая, педагогическая) готовности учащихся к обучению в начальной школе. адаптационный период обучения стартовая диагностика проведение открытых уроков с педагогами д/сада и среднего звена школы, совместные семинары по обсуждению вопросов преемственности итоговая диагностика
Проверочные тестовые работы: русский язык, математика, чтение Предлагаемые тесты позволяют выяснить, насколько знания и умения учащихся соответствуют основным требованиям ( общим для всех программ начальной школы) к знаниям и умениям учащихся, оканчивающим соответствующий класс. Тестовые задания составлены таким образом, чтобы одновременно выяснялась и сформированность учебных умений – умения воспринимать учебную задачу, контролировать и корректировать собственные действия по ходу выполнения задания, использовать свои знания в новой, нестандартной ситуации.
Курс «Русский язык» состоит из трёх блоков: 1 блок – «Как устроен наш язык»- знакомит детей с основами лингвистических знаний. 2 блок – «Правописание»- формирует навыки грамотного, безошибочного, осознанного письма. 3 блок – «Развитие речи»-совершенствует коммуникативные умения учащихся.
«Как устроен наш язык» проблемная ситуация её обсуждение наблюдение над языковой единицей или действием какого-то лингвистического закона выполнение упражнений, позволяющих ученикам убедиться в действии выявленного ими языкового правила или самим осуществить поиск изучаемой единицы по тем характеристикам, которые ими были установлены
«Правописание» перевод в буквенную запись слов, записанных при помощи транскрипции; списывание правильно записанных текстов; списывание слов и предложений с постановкой пропущенных букв; исправление ошибок, отмеченных в учебнике и объяснение причин ошибок; поиск неправильно записанных слов и исправление их с объяснением; группировка слов, объединённых одной орфограммой.
« Развитие речи» научить выдерживать структуру текста, определять главную мысль, подбирать заголовок, разворачивать план, формировать абзац, удачно употреблять худ. средства языка: синонимы, эпитеты, метафоры, фразеологизмы.
Цели обучения русскому языку ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке; формирование умений и навыков грамотного, безошибочного, осознанного письма; развитие устной и письменной речи учащихся (решение коммуникативных задач); расширение языковой эрудиции каждого школьника, активизация его интереса к языку и речевому творчеству.
Спасибо за внимание!