1 Опыт учебных программ в области регулирования в ЦВЕ Кристина Каса Директор программ ЭРРА Брюссель июня 2007 г. Круглый стол Inogate: Почему имеет смысл сближение энергетических рынков
2 Учебные программы по регулированию I Основные типы: Программы, проводимые регуляторами Программы, проводимые органами регулирования с вовлечением профессоров и/или консультантов в качестве преподавателей Академические программы Программы, проводимые консалтинговыми и юридическими фирмами
3 Учебные программы по регулированию II I.а. ЭРРА I. b. Флорентийская школа по регулированию Совместная деятельность CEER и RSCAS совместно с Европейским Союзом Основной курс: Регулирование предприятий по энергетике Продвинутые курсы: Регулирование на основе стимулирования; Регулирование сетей, Регулирование качества
4 Учебные программы по регулированию III II. a. Юго-Азиатский Форум по регулированию инфраструктуры II. b. Форум по регулированию инфраструктуры в Восточно-Азиатском и Тихоокеанском регионе II. c. Организация регуляторов коммунальных предприятий стран Карибского региона II. d. Национальная ассоциация членов комиссий по регулированию коммунальных предприятий
5 Задачи учебных программ I Удовлетворение потребностей сотрудников регулирующих органов и членов Комиссий Укрепление возможностей членов и сотрудников Комиссий Доступность для членов в финансовом отношении Проведение курсов на месте
6 Задачи учебных программ II Реагирование на нарождающиеся темы по регулированию и возможности рынка Распространение опыта регулирования Охват других участников рынка
7 Целевая аудитория Основные реципиенты: члены и сотрудники Комиссий ЭРРА Вторичные реципиенты: Другие органы регулирования энергетики (не члены ЭРРА) Другие органы регулирования сетевых отраслей Не регулирующие структуры: Представители правительственных органов Организации по защите прав потребителей Представители коммунальных предприятий, консультанты, банкиры и т.д. Студенты и ученые
8 Доступные учебные программы ЭРРА I Летняя школа ЭРРА-ЦЕУ по практикам регулирования энергетики: 2003, 2004, 2005, 2006, 2007 гг. Совместное финансирование Центрально- Европейского университета и USAID В основном для молодых сотрудников регулирующих органов, новичков Базовый вводный уровень: Основы экономики, Установление тарифов и ценовое регулирование, Энергетические рынки, Регулирование сетей, Вопросы регулирования в развивающихся экономиках
9 Доступные учебные программы ЭРРА II Учебная программа ЭРРА для новых членов Комиссий: 2005, 2006, 2007 гг. Доступна членам регулирующих органов высшего уровня (председатель, директора, члены Комиссии) Темы: Управление регулирующим органом, Европейские инициативы в области энергетических политик, Бесперебойность снабжения, Модели рынков электроэнергии, Ценовое регулирование, Мониторинг и отчетность
10 Доступные учебные программы ЭРРА III Деятельность в области мониторинга комиссий по регулированию энергетики: 2005, 2006 гг. Темы: деятельность регулирующих органов по мониторингу и обеспечению выполнения, регулирование качества обслуживания, конкурентноспособные энергетические рынки
11 Доступные учебные программы ЭРРА IV Регулирующая информация и участие общественности: 2006, 2007 гг. Темы: Прозрачность и открытый доступ к информации, содействие участию общественности, пресс-релизы, публичные слушания
12 Доступные учебные программы ЭРРА V Регулирование цен и тарифы: 2006, 2007 гг. Темы: Дизайн и оценка тарифных структур, финансовый анализ компаний, основные подходы и методы тарифообразования, социальные последствия, экологические проблемы
13 Доступные учебные программы ЭРРА VI Программы обмена между организациями-членами : цель: содействие обмену технической информации и передового опыта Продолжительность: 1-2 дня, 1-2 недель Подача заявлений в Секретариат ЭРРА
14 Количество участников обучения Количество участников, прошедших обучение в ЭРРА с 2002 года: Члены Комиссий ЭРРА: 23 Сотрудники Комиссий ЭРРА: 378 Другие (не члены ЭРРА): 101 ИТОГО: 502
15 Наш опыт (1) Отсутствие институционального обучения в области регулирования в регионе СНГ Регулирование энергетики – это комбинация экономики, права и технических наук Необходимо больше полагаться на прикладные техники и решения, нежели на научные исследования Постоянная доработка программ на основании отзывов, полученных от участников
16 Наш опыт (2) При реализации новых программ и модулей обязательными являются консультации с членскими организациями и опросы этих организаций Растущий интерес со стороны членских организаций Растущий интерес со стороны организаций, не являющихся членами (включая другие развивающиеся регионы и коммунальные предприятия, работающие в регионе СНГ)!
17 Предполагаемые основные характеристики учебных программ ЭРРА I. Репутация Некоммерческая работа Результативное сотрудничество с партнерскими организациями Выступающие в роли лекторов члены и сотрудники регулирующих Комиссий обладают самым современным и важным опытом Привлечение бывших регуляторов в качестве преподавателей Современные рабочие знания в реальном времени
18 Предполагаемые основные характеристики учебных программ ЭРРА II. Основное внимание уделяется практическому применению Все больше внимания уделяется взаимодействию студентов и практическим примерам Обширный процесс оценки Целый спектр курсов – от начинающих до продвинутых
19 Предполагаемые основные характеристики учебных программ ЭРРА III. Формат классного и дистанционного обучения Организационные возможности Богатая библиотека соответствующих материалов
20 Учебные программы ЭРРА в будущем Экономические и технические основы для понимания рынков электроэнергии Январь 2008 г. - Пилотное тестирование аудиторного обучения для членов ЭРРА Осень 2008 г. – Пилотное тестирование дистанционного обучения для членов ЭРРА Регулирование газовой отрасли Подлежит определению – Пилотное тестирование аудиторного обучения для членов ЭРРА Подлежит определению – Пилотное тестирование дистанционного обучения для членов ЭРРА