Цели: Определить место и роль человека как жителя биосферы в эволюции и сохранении биосферы Проследить историю взаимоотношений человека и биосферы Познакомиться с основными экологическими проблемами Осознать роль знаний биологии, экологии в решении глобальных проблем современности
План изучения материала урока: В.И. Вернадский о роли человека в биосфере Роль человека в биосфере на начальном этапе его становления Усиление воздействия человеческого общества на природу и его последствия Экологические проблемы глобального характера и способы их преодаления Понятие «обратная связь» как прием для характеристики устойчивости экосистемы
Ведущие специалисты из разных областей биологической науки: Биологи: Кунн Ольга, Юрчик Светлана, Антипина Анастасия, Мушкарев Дмитрий Экологи: Бойко Сергей, Волык Сергей, Технолог: Ромейко Елена Демограф: Астапов Алексей Астрофизик: Коробкин Сергей Эксперты: Ядренцева Анастасия, Костенко Станислав
В.И. Вернадский о роли человека в биосфере « Человеческий разум и организованная им деятельность меняют ход природных процессов в такой степени, как меняют их другие известные нам проявления энергии, но меняют по – новому» Выделял биогеохимическую роль человека в биосфере как особую функцию живого, «новую геологическую силу, которой никогда еще не существовало на нашей планете в таком размере»
Найти город
Перенаселение Загрязнение среды: а) изменение состава атмосферы б) парниковый эффект в) истощение азонового слоя г) закисление природных сред Истощение природных ресурсов: а) истощение природных ископаемых б) деградация растительного покрова (вырубка лесов) в) обеднение видового разнообразия
Основные загрязнители атмосферы Углекислый газCO 2 Угарный газCO Оксиды серыSO 2 SO 3 Оксиды азотаNO NO 2 Фторхлоруглеводороды Диоксины (фреоны) Пыль, дым и др. примеси
Решение энергетической проблемы Космос ракета
Грязный город
Сокращение биологического разнообразия
Исчезли в Калининградской области 7 видов редких позвоночных: глухарь, воробьиный сыч, сизоворонка, хохлатый жаворонок, чернолобый сорокопут, просянка, европейская норка
Сохранение биологического разнообразия Заказники Калининградской области: Каменский Майско-Краснополянский Новоселовский Заповедный Выштинецкий Громовский Дюнный Национальный парк – Куршская коса
Все связано со всем Все должно куда-то деваться Природа знает лучше За все надо платить
В кружочках, которые соответствуют правильному ответу, поставьте знак +. 1.Что не относят к экологическим проблемам глобального характера? oСтроительство городов oЗагрязнение атмосферы и водоемов oРазрушение азонового слоя Земли oСоздание заповедников, заказников, национальных парков 2.Какие проблемы обеспечивают устойчивое развитие биосферы? oПредотвращение загрязнения окружающей среды oСохранение видового разнообразия oВнедрение новых видов в экосистемы oСокращение численности хищников в экосистемы 3.Что является основной задачей рационального управления природными ресурсами? oСтроительство городов oНахождение оптимальных способов эксплуатации естественных и искусственных экосистем oИнтенсификация хозяйственной деятельности человека oУвеличение объемов добычи полезных ископаемых
1.Что не относят к экологическим проблемам глобального характера? oСтроительство городов oЗагрязнение атмосферы и водоемов oРазрушение азонового слоя Земли oСоздание заповедников, заказников, национальных парков
2.Какие проблемы обеспечивают устойчивое развитие биосферы? oПредотвращение загрязнения окружающей среды oСохранение видового разнообразия oВнедрение новых видов в экосистемы oСокращение численности хищников в экосистемы
3.Что является основной задачей рационального управления природными ресурсами? oСтроительство городов oНахождение оптимальных способов эксплуатации естественных и искусственных экосистем oИнтенсификация хозяйственной деятельности человека oУвеличение объемов добычи полезных ископаемых