О разработке федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения и перечня направлений и специальностей высшего профессионального образования С.В. Коршунов Проректор по учебно-методической работе ноябрь 2007 г.
Из Посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации: Из Посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации: «…Мы обязаны внедрить в практику адекватные времени образовательные стандарты. Больше того - содержание образования должно соответствовать самым высоким мировым стандартам…(2004 г.)» «…Правительство должно навести порядок и с содержанием программ профобразования, причем делать это надо совместно с представителями бизнеса и социальных отраслей, для которых, собственно, и готовятся специалисты…(2006 г.)»
КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года п/п Краткое содержание мероприятий Сроки реализации 12 Разработка новых государственных образовательных стандартов различных уровней профессионального образования с участием объединений работодателей Разработка и принятие профессиональных стандартов по областям деятельности с участием объединений работодателей гг. I квартал 2008 г.
Внешние факторы, вызвавшие необходимость смены парадигмы стандартизации в российском образовании: 1) Вступление России в «Болонский процесс» с целью вхождения в общеевропейское образовательное пространство (2003 г.). Требования Болонского процесса: Единая СИСТЕМА УРОВНЕЙ и ступеней образования (бакалавр – магистр – доктор) Классификация национальных ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ и соотносимых с ними академических степеней и КВАЛИФИКАЦИЙ в соответствии с Европейской рамкой квалификаций (ЕРК) Компетентностный подход и использование системы ECTS для создания учебных программ
2) Принятие Правительством Российской Федерации «Приоритетных направлений развития образовательной системы РФ» (2004 г.), в которых объявлен курс на: законодательное введение и укрепление двухуровневой системы образования (бакалавр, специалист или магистр), введение отдельного Перечня специальностей для непрерывной (моноуровневой реализации) кредитно-модульное построение образовательных программ
В октябре 2007 г. принят Госдумой законопроект «О внесении изменений в в ФЗ «Об образовании» и в ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в части установления уровней высшего профессионального образования). В сентябре 2007 г. Госдумой в первом чтении принят проект ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта)».
Реализация уровневого высшего профессионального образования в Российской Федерации ,5 лет специалист 530 специальностей ВПО Общее среднее (полное) образование Годы обучения 120 направлений подготовки ВПО 4 года бакалавр 2 года магистр 2 года магистр 1 – 1,5 года специалист 4 года бакалавр
Динамика лицензирования основных образовательных программ ВПО различных ступеней
Предлагаемая двухуровневая структура ВПО, в соответствии с проектом закона Направления ВО, по перечню, утверждаемому Минобрнауки России Общее среднее (полное) образование Годы обучения Бакалавр 3-4 года Магистр 2 года Специалист Не менее 5 лет Специальности по перечню, утверждаемому Правительством РФ
В целях развития уровневого ВПО Министерством сделаны шаги, которые способствуют развитию подготовки бакалавров и магистров в РФ: издан приказ Минобрнауки России от г. 62, обеспечивающий академические свободы вузов при формировании образовательных программ специализированной подготовки магистра; издан приказ Минобрнауки России от г. 62, обеспечивающий академические свободы вузов при формировании образовательных программ специализированной подготовки магистра; принято решение Аккредитационной коллегии Рособрнадзора об упрощенной процедуре аккредитации программ бакалавров, лицензированных на основе родственных аккредитованных программ специалистов (ноябрь 2006 г.); принято решение Аккредитационной коллегии Рособрнадзора об упрощенной процедуре аккредитации программ бакалавров, лицензированных на основе родственных аккредитованных программ специалистов (ноябрь 2006 г.); развитие уровневого высшего профессионального образования Министерством зафиксировано как важнейший показатель инновационного потенциала вуза при оценке инновационных образовательных программ. развитие уровневого высшего профессионального образования Министерством зафиксировано как важнейший показатель инновационного потенциала вуза при оценке инновационных образовательных программ.
В целях обеспечения связи содержания ВПО с реальными потребностями промышленности и социальной сферы, развития социального партнерства: разработан проект Федерального закона в части предоставления права представителям объединений работодателей участвовать в государственном прогнозировании и мониторинге рынка труда; разработан проект Федерального закона в части предоставления права представителям объединений работодателей участвовать в государственном прогнозировании и мониторинге рынка труда; разработаны и утверждены постановлением Правительства РФ Правила разработки, утверждения и введения в действие ГОС, предусматривающие участие в их разработке работодателей; разработаны и утверждены постановлением Правительства РФ Правила разработки, утверждения и введения в действие ГОС, предусматривающие участие в их разработке работодателей; создан Совет по ГОС профессионального образования, в состав которого введены представители объединений работодателей; создан Совет по ГОС профессионального образования, в состав которого введены представители объединений работодателей; разработан механизм внесения изменений в действующие ГОС с учетом требований работодателей; разработан механизм внесения изменений в действующие ГОС с учетом требований работодателей; в комиссии по аттестации образовательных учреждений профессионального образования вводятся представители работодателей; в комиссии по аттестации образовательных учреждений профессионального образования вводятся представители работодателей; развивается сотрудничество УМО с объединениями работодателей. развивается сотрудничество УМО с объединениями работодателей.
Государственные образовательные стандарты предназначены для обеспечения: качества высшего профессионального образования; качества высшего профессионального образования; единства образовательного пространства Российской Федерации; единства образовательного пространства Российской Федерации; основы для объективной оценки деятельности образовательных учреждений, реализующих образовательные программы ВПО; основы для объективной оценки деятельности образовательных учреждений, реализующих образовательные программы ВПО; признания и установления эквивалентности документов иностранных государств о высшем профессиональном образовании. признания и установления эквивалентности документов иностранных государств о высшем профессиональном образовании.
Динамика изменения академических свобод вузов Российской Федерации в формировании программ подготовки Типовые учебные планы СССР (1988 г.) Первое поколение ГОС ВПО ( гг.) Второе поколение ГОС ВПО (2000 г.) Проект ФГОС (2006 г.) ~ 12 % (от объема основной образовательной программы) %20-40 %30-50 %
ФГОС ВПО Общие вопросы Характеристика направления подготовки Требование к ООП подготовки - бакалавров - магистров - специалистов Общие требования к условиям реализации ООП
Характеристика направления подготовки Перечень ООП Цели ООП Область, объекты, виды профессиональной деятельности Задачи профессиональной деятельности (Б,М,С)
Требования к ООП Требования к результатам освоения ООП Требования к структуре ООП Требования к условиям реализации Общие требования к условиям реализации Требования к ООП бакалавра, магистра, специалиста
Требования к результатам освоения ООП Компетенции Социально- личностные Инструмен- тальные Общенаучные Профес- сиональные
Структура основной образовательной программы Учебные циклы: - гуманитарный, социальный и экономический; - математический и естественнонаучный; - профессиональный. Разделы: - физическая культура; - практика и/или научно-исследовательская работа. Итоговая государственная аттестация.
Структура ООП бакалавра (пример) Код Учебные циклы и проектируемые результаты их освоения Трудоем- кость (зачетные единицы) Перечень дисцип- лин для разработ-ки примерных программ, учебников и учебных пособий Код форми- руемых компе- тенций Б.2 Математический и естественно- научный цикл Базовая часть: В результате изучения базовой части цикла студент должен: знать основные понятия и методы математического анализа, теории вероятности и математической статистики уметь использовать математические методы в технических приложениях………. владеть средствами компьютерной графики …… Математика,Физика,Химия,Экология,Информатика, Теоретическая механика СЛК-1,И-1,ОН-1,ОН-2,П-4 Вариативная часть: (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
Требования к условиям реализации ООП (Б, М, С) Кадровое обеспечение Учебно-методическое и информационное обеспечение Материально-техническое обеспечение
Особенности ФГОС Направление подготовки Цели воспитания и обучения Разработка совместно с работодателями Ориентация на результат Компетентностный подход Трудоемкость ООП в зачетных единицах Базовая часть: Б – не более 50% М – не более 30% С – не менее 70%
Цикл ГСЭ для бакалавров и специалистов Общая трудоемкость единиц. Общая трудоемкость единиц. Минимум три дисциплины в базовой части цикла (иностранный язык, философия, история России) Минимум три дисциплины в базовой части цикла (иностранный язык, философия, история России) Остальные дисциплины федерального компонента цикла ГСЭ действующего ГОС рекомендуются для вариативной части цикла Остальные дисциплины федерального компонента цикла ГСЭ действующего ГОС рекомендуются для вариативной части цикла
Цикл ГСЭ для магистров Общая трудоемкость единиц. Общая трудоемкость единиц. Минимум 1 дисциплина в базовой части цикла («экономика», «педагогика высшей школы», «логика и методология науки» и т.д.). Минимум 1 дисциплина в базовой части цикла («экономика», «педагогика высшей школы», «логика и методология науки» и т.д.). Дисциплина базовой части цикла определяется в зависимости от вида магистратуры (научно- исследовательская. научно-педагогическая и т.д.) либо предполагается универсальной для магистратур всех видов. Дисциплина базовой части цикла определяется в зависимости от вида магистратуры (научно- исследовательская. научно-педагогическая и т.д.) либо предполагается универсальной для магистратур всех видов.
Задачи на ближайшую перспективу: поэтапное формирование проектов ФГОС совместно с работодателями; поэтапное формирование проектов ФГОС совместно с работодателями; создание методологии экспертизы проектов ФГОС перед утверждением; создание методологии экспертизы проектов ФГОС перед утверждением; совершенствование системы контроля качества основных образовательных программ в условиях расширения академических свобод вузов; совершенствование системы контроля качества основных образовательных программ в условиях расширения академических свобод вузов; разработка механизмов планирования и финансирования подготовки специалистов с ВПО различного уровня; разработка механизмов планирования и финансирования подготовки специалистов с ВПО различного уровня; разработка Положения о реализации уровневых образовательных программ высшего профессионального образования. разработка Положения о реализации уровневых образовательных программ высшего профессионального образования.
Направления подготовки УМО по университетскому политехническому образованию: 1. Машиностроение, 2. Технологические машины и оборудование, 3. Прикладная механика, 4. Ракетные комплексы и космонавтика, 5. Двигатели летательных аппаратов, 6. Системы управления движением и навигация, 7. Баллистика и гидроаэродинамика, 8. Оружие и системы вооружения, 9. Системный анализ и управление,
Направления подготовки УМО по университетскому политехническому образованию: 10. Мехатроника и робототехника, 11. Стандартизация, управление качеством и метрология, 12. Инноватика, 13. Организация и управление наукоемкими производствами, 14. Техническая физика, 15. Информатика и вычислительная техника, 16. Информационные системы и технологии, 17. Программная инженерия, 18. Техносферная безопасность.
Технологические машины и оборудование 62 Бакалавр техники и технологии 68 Магистр техники и технологии МГТУ им. Н.Э. Баумана МГГУ РГУНГ им. И.М. Губкина ТверГТУМИСиС65 Проектирование технических и технологических комплексов 65 Горные машины и оборудование 65 Морские нефтегазовые сооружения 65 Машины и оборудование нефтяных и газовых промыслов 65 Оборудование нефтегазопереработки 65 Технологические машины и оборудование для разработки торфяных месторождений 65 Металлургические машины и оборудование
ПродолжениеМГУЛ МГТУ им. А.Н. Косыгина МГУПМГУС МГТУ им. Н.Э. Баумана МГТУ «Станкин» МГУПП.65 Машины и оборудование лесного комплекса 65 Машины и аппараты текстильной и легкой промышленности 65 Полиграфические машины и автоматизированные комплексы 65 Бытовые машины и приборы 65 Вакуумная и компрессорная техника физических установок 65 Гидравлические машины, гидроприводы и гидропневмоавтоматика 65 Металлообрабатывающие станки и комплексы 65 Инструментальные системы машиностроительных производств 65 Машины и аппараты пищевых производств