Выполнил: ученик 8а класса спец. школы 8 Асланян Эрик Руководитель: учитель русского языка и литературы Тимошкина М.И. г.Переславль-Залесский 2011 год
Проблемный вопрос Дуэль - забава или защита чести и достоинства?
Цель проекта Выяснить: Что такое дуэль и почему дуэли были популярны в свое время На каких оружиях происходили дуэли Где произошла первая дуэль в России Участвовали ли женщины на дуэлях
Значение слова «дуэль» Дуэль – происходящий по определенным правилам парный бой, имеющий целью восстановление чести, снятие с обиженного позорного пятна, нанесенного оскорблением.
Оценка меры оскорбления Незначительное Показ готовности к бою. Примирение возможно после вызова и его принятия. Человек, слишком легко идущий на примирение, может прослыть трусом, неоправданно кровожадный – бретером. Знаковое изображение боя. Примирение происходит после обмена выстрелами или ударами шпаги без каких-либо кровавых намерений. Кровное Дуэль заканчивается первым ранением. Смертельное Дуэль заканчивается гибелью одного из участников ссоры.
Причины дуэли 1) легкие если оскорбление пусть и особо язвительное, но затрагивает несущественные стороны личности внешность, манеры, привычки и т. д.; в таком случае оскорбленный мог выбрать только род оружия; 2) средней тяжести если оно соединено с бранью; тогда оскорбленный мог выбрать род оружия и род дуэли (до первой крови, до тяжелой раны, до смерти.
Причины дуэли 3) тяжелые если оскорблению сопутствовали рукоприкладство или особо тяжкие, порочащие обвинения; в таком случае потерпевший выбирал род оружия, род дуэли и назначал расстояние.
Схема ведения дуэли: Столкновение или оскорбление, в результате которого какая-либо сторона считала себя оскорбленной и в качестве таковой требовала сатисфакции (удовлетворения) Вызов. С этого момента противники не должны были вступать ни в какие отношения: это брали на себя их секунданты. Выбор секундантов и обсуждение тяжести обиды Выбор характера дуэли. Секундант направлял противнику письменный вызов – картель.
Оружие дуэлей Основным видом оружия изначально было холодное: нож, кинжал или дага, шпага, фламберг двуручный (реже одноручный или полуторный) меч с клинком волнистой (пламевидной) формы, рапира, сабля Пистолеты. Только в XVIII веке всё большее распространение получает огнестрельное. Применение пистолетов снимает главную проблему всех дуэлей с использованием физической силы или холодного оружия разницу в возрасте, различную физическую подготовку дуэлянтов. Для ещё большего уравнивания шансов дуэлянтов дуэльные пистолеты делают парными, абсолютно идентичными и ничем друг от друга не отличающимися, за исключением цифры 1 или 2 на стволе.
Наказание за дуэль Практика поединков стала получать распространение среди дворянской молодёжи в царствование Екатерины II, что побудило издать в 1787 году «Манифест о поединках», который называл дуэли чужестранным насаждением: участникам (включая секундантов) дуэли, окончившейся бескровно, устанавливался в качестве наказания денежный штраф, а обидчику пожизненная ссылка в Сибирь; за причинение вреда здоровью и жизни наказание назначалось как за соответствующие умышленные преступления. В первой половине XIX века практика, несмотря на жестокое преследование, продолжала расширяться.
Наказания за дуэль 139-й воинский артикул, принятый в 1715 году императором Петром I, строго воспрещал дуэли между офицерами, причём казни через повешение подлежал также и погибший на дуэли: «Все вызовы, драки и поединки чрез сие наижесточайше запрещаются Кто против сего учинит, оный всеконечно, как вызыватель, так и кто выйдет, имеет быть казнён, а именно повешен, хотя из них кто будет ранен или умерщвлён, или хотя оба не ранены от того отойдут. И ежели случится, что оба или один из них в таком поединке останется, то их и по смерти за ноги повесить».
Первая дуэль в России Существует предположение, что первым поединком в России была дуэль в Москве между Гордоном и майором Монтгомери (1666 год). Но в то время в среду русских этот обычай еще не проник.
Женские дуэли Самой легендарной женской дуэлью почему-то считается поединок между маркизой де Несль и графиней де Полиньяк осенью 1624 года. Не поделив благосклонность герцога Ришелье, (который чуть позже стал кардиналом), дамы, вооружившись шпагами и пригласив секунданток, отправились в Булонский лес, где и сразились. Дуэль закончилась победой графини, которая ранила свою соперницу в ухо. Этот поединок не был каким-то особенным, но благодаря Ришелье, в записках которого упоминается данный случай, и воспоминаниям самих дуэлянток он оставил след в истории.
Дуэль на ногтях Дружба известной французской писательницы Жорж Санд с великим композитором Листом привела ее к жестокому поединку. Мария д'Агу, возлюбленная композитора приревновала к нему Санд и вызвала ее на дуэль, выбрав в качестве оружия острые ногти. Соперницы встретились в доме Листа, который заперся в своем кабинете и покинул его лишь когда женщины угомонились. Победу в этой схватке не одержал никто, но Жорж Санд решила уйти с пути темпераментной графини.
Отношение церкви к дуэлям Уже папа Александр III порицал практику дуэлей. Тридентский вселенский собор постановил лишать погибших на дуэли церковного погребения; эти санкции были конкретизированы Бенедиктом XIV в конституции «Detestabilem» от 10 ноября 1752 года. Пий IX в своем апостольском послании «Apostolicae Sedis» уточнил, что церковной каре подвергаются не только те, кто сам участвует в дуэли, но также и секунданты и прочие свидетели и сообщники. Наконец, Лев XIII в послании Pastoralis Officii от 12 сентября 1891 года напомнил об этих канонических мерах и объяснил их с нравственной точки зрения.
Дуэли на страницах литературы Онегин и Ленский («Евгений Онегин» А.С.Пушкин) Печорин и Грушницкий (« Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтов Швабрин и Гринев («Капитанская дочка» А.С.Пушкин Граф Б. и Сильвио («Выстрел» А.С.Пушкин)
Вывод: Дуэль уходит корнями в рыцарские времена. Рыцарство, зародившись тысячу лет назад, и по сей день остается предметом восхищения женщин и идеалом поведения мужчин. Сегодня, как и во времена А. С. Пушкина, нужны нам честь, совесть, благородство, бескорыстие.
Литература 1. Востриков А.В. «Мифы-логика дуэли», Историко-краеведческий сборник, Москва - Санкт-Петербург, 1993г. 2.Гордин Я.С. « Дуэли и дуэлянты», Санкт-Петербург, «Пушкинский фонд», 1996г. 3.Лермонтов М.Ю. «Герой нашего времени», Москва, 1972г. 4.Лермонтов М.Ю. «Избранное», Ленинград, «Лениздат», 1969г 5.Лотман Ю.М. «Беседы о русской культуре», Санкт-Петербург, «Искусство СПб.», 1994г. 6.
Спасибо за внимание!!!