Факультативное занятие «Путешествие в страну Фразеологию» Факультативное занятие «Путешествие в страну Фразеологию» Выполнила учитель русского языка и литературы 1 категории ГУО «Средняя школа 31 г.Могилева» Фисюк Т.Н.
Бывает частенько, что слово одно, Но служит по-разному людям оно. Примеры тут можно найти без труда Возьмем хоть короткое слово «вода». Вот был я мальчишкой, да детство ушло, С тех пор уже много воды утекло. Случалось, что в школе я правил не знал, Молчал при опросе: воды в рот набрал. НАЙДИ СТИХОТВОРНЫЕ СТРОЧКИ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ
Зато болтуну мы заметить не прочь: – Не хватит ли воду-то в ступе толочь! Не прочь и другому сказать невзначай: – Довольно лить воду! Ты дело давай! О смелом мы вправе сказать наперед: – Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдет! И утки и гуси – сухие всегда. Заметили люди: как с гуся вода!
Лентяй отдыхает, а время идет, – Под камень лежачий вода не течет. Лгунишка наврет, не поймешь для чего, – На чистую воду выводят его. Работать впустую? Что скажут потом? Не дело, мол, воду носить решетом. Стихи я пишу, не жалея труда, Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода!»
Фразеологизмы- устойчивые сочетания слов: Золотые руки, Медвежья услуга, Водить за нос Лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом: Бить баклуши- «бездельничать», За тридевять земель- «далеко» Фразеологизм в предложении является одним членом предложения: Мальчик сломя голову бежал по улице Фразеологизмы- устойчивые сочетания слов: Золотые руки, Медвежья услуга, Водить за нос Лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом: Бить баклуши- «бездельничать», За тридевять земель- «далеко» Фразеологизм в предложении является одним членом предложения: Мальчик сломя голову бежал по улице
Ещё великий М. В. Ломоносов называл устойчивые сочетания «фразесами», « российскими пословиями», предлагая включить их в словарь. Учёные поняли, что фразеологизмы создают как бы особый ярус в языке. Родился новый раздел о языке – фразеология. Фразеологизмы по-своему отражают жизнь нашего народа с очень далёких времён, в них выражен дух народа, его история, обычаи.
Откуда фразеологизмы входят в нашу речь? Почему мы говорим рог изобилия, бить баклуши, крокодиловы слёзы?
Фразеология в картинках
Замените слова синонимичными им фразеологическими оборотами: Метко Метко Неожиданно Неожиданно Тесно Тесно Опытный Опытный Мокрый Мокрый Молчать Молчать Метко Метко Неожиданно Неожиданно Тесно Тесно Опытный Опытный Мокрый Мокрый Молчать Молчать
Соедините части фразеологизмов
Загадки-фразеологизмыЗагадки-фразеологизмы
Записать устойчивые обороты со словами : голова, нос, язык Голова Человек с головой Потерять голову Отвечать головой Нос Задирать нос Зарубить на носу Клевать носом Язык Острый на язык Язык проглотить Тянуть за язык
Назвать фразеологизм, объяснить смысл Лить крокодиловы слезы Сесть в калошу Тянуть быка за рога
К какой профессии относятся данные фразеологизмы, что они означают? Стричь под одну гребенку Стричь под одну гребенку Сложить оружие Сложить оружие Петь с чужого голоса Петь с чужого голоса Закусить удила Закусить удила Брать на прицел Брать на прицел На живую нитку На живую нитку Закидывать удочку Закидывать удочку Сгущать краски Сгущать краски Ход конем Ход конем Играть первую скрипку Играть первую скрипку
Подберите к данным фразеологизмам синонимы- фразеологизмы. лодыря гонять намотать на ус обвести вокруг пальца кот наплакал
Подберите к данным фразеологизмам антонимы- фразеологизмы расхлёбывать кашу в час по чайной ложке как кошка с собакой
В рассказе нужно найти 10 выражений, употребленных в переносном значении, и объяснить их смысл. Попались на удочку. Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим- пальчики оближешь. Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем.Мой братишка так голову потерял от счастья. Потом он мне покою не давал:"Пойдем да пойдем! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел". Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. "Вот пустомеля, -возмутился дед,- все время кому-нибудь морочит голову. У братишки слезы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке. "Ничего, ребятишки,- успокоил нас дед,- со мной пойдете". И пошли. И рыбу ловили, и костер развели, и уха была- ни в сказке сказать, ни пером описать. В рассказе нужно найти 10 выражений, употребленных в переносном значении, и объяснить их смысл. Попались на удочку. Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим- пальчики оближешь. Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем.Мой братишка так голову потерял от счастья. Потом он мне покою не давал:"Пойдем да пойдем! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел". Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. "Вот пустомеля, -возмутился дед,- все время кому-нибудь морочит голову. У братишки слезы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке. "Ничего, ребятишки,- успокоил нас дед,- со мной пойдете". И пошли. И рыбу ловили, и костер развели, и уха была- ни в сказке сказать, ни пером описать.
Попались на удочку. Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим- пальчики оближешь. Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем.Мой братишка так голову потерял от счастья. Потом он мне покою не давал:"Пойдем да пойдем! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел". Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. "Вот пустомеля, -возмутился дед,- все время кому-нибудь морочит голову. У братишки слезы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке. "Ничего, ребятишки,- успокоил нас дед,- со мной пойдете". И пошли. И рыбу ловили, и костер развели, и уха была- ни в сказке сказать, ни пером описать. Попались на удочку. Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим- пальчики оближешь. Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем.Мой братишка так голову потерял от счастья. Потом он мне покою не давал:"Пойдем да пойдем! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел". Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. "Вот пустомеля, -возмутился дед,- все время кому-нибудь морочит голову. У братишки слезы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке. "Ничего, ребятишки,- успокоил нас дед,- со мной пойдете". И пошли. И рыбу ловили, и костер развели, и уха была- ни в сказке сказать, ни пером описать.
Найдите и исправьте ошибки в толковании фразеологизмов.
-Давайте вспомним, что мы сегодня нового узнали о фразеологизмах? - Как фразеологизмы помогают изучать прошлое нашего народа? - Чем могут различаться фразеологизмы-синонимы? - Что необходимо учитывать при употреблении фразеологизмов в речи? - Какова роль фразеологизмов в языке?
1) заткнуть за пояс 2) заморить червячка 3) волочить ноги 4)вставлять палки в колёса
А3 Б2 В4 Г А3 Б2 В4 Г1 3.-3
Мария Комисарова