Театральная культура эпохи Просвещения Тема7.
Общая характеристика эпохи Просвещения В XVIII в. Начинается новая эпоха истории- эпоха Просвещения «Люди XVIII столетия называли свое время Веком Разума и Просвещения» Понятие «Просвещения» характеризует культурную и духовную жизнь,основывающуюся не на религиозных и политических авторитетах, а на воззрениях, которые вытекают из требований человеческого разума. Просвещение считало главной причиной человеческих бедствий и общественных зол невежество, предрассудки,суеверия. Основным средством культурного прогресса стали образование, философская и научная деятельность, свободы мысли. В XVIII в. Начинается новая эпоха истории- эпоха Просвещения «Люди XVIII столетия называли свое время Веком Разума и Просвещения» Понятие «Просвещения» характеризует культурную и духовную жизнь,основывающуюся не на религиозных и политических авторитетах, а на воззрениях, которые вытекают из требований человеческого разума. Просвещение считало главной причиной человеческих бедствий и общественных зол невежество, предрассудки,суеверия. Основным средством культурного прогресса стали образование, философская и научная деятельность, свободы мысли.
Главными врагами умственной свободы и духовного развития было объявлено реакционное католическое духовенство. Общество начало приходить к идеям веротерпимости, декларируя ее как одно из основных требований к государству. Идея естественного права личности на духовную свободу, данного Богом безотносительно к общественному положению, вероисповеданию, национальности, стало одной из самых важных просветительских идей XVIII в. Главными врагами умственной свободы и духовного развития было объявлено реакционное католическое духовенство. Общество начало приходить к идеям веротерпимости, декларируя ее как одно из основных требований к государству. Идея естественного права личности на духовную свободу, данного Богом безотносительно к общественному положению, вероисповеданию, национальности, стало одной из самых важных просветительских идей XVIII в.
Театр и драматургия Нового времени Просвещение по- разному развивалось в разных странах Просвещение по- разному развивалось в разных странах В Англии уже в середине XVII в. Произошла буржуазная революция, задача Просвещения состояла в закреплении и развитии результатов революции. В Англии уже в середине XVII в. Произошла буржуазная революция, задача Просвещения состояла в закреплении и развитии результатов революции. Иной характер приобрело Просвещение во Франции -стране, которой еще только предстояло совершить революцию,подготовленную учением просветителей. Иной характер приобрело Просвещение во Франции -стране, которой еще только предстояло совершить революцию,подготовленную учением просветителей. В Германии буржуазные нормы внедрялись сложными и обходными путями, а буржуазное законодательство было принесено завоевательной армией Наполеона. Зато великие немецкие просветители, выступившие в области литературы и театра позже большинства своих европейских собратьев, могли уже опираться на их творческий и жизненный опыт. В Германии буржуазные нормы внедрялись сложными и обходными путями, а буржуазное законодательство было принесено завоевательной армией Наполеона. Зато великие немецкие просветители, выступившие в области литературы и театра позже большинства своих европейских собратьев, могли уже опираться на их творческий и жизненный опыт.
Просвещение в Италии не достигло того же уровня В Германии буржуазные нормы внедрялись сложными и обходными путями, а буржуазное законодательство было принесено завоевательной армией Наполеона. Зато великие немецкие просветители, выступившие в области литературы и театра позже большинства своих европейских собратьев, могли уже опираться на их творческий и жизненный опыт. проявлений, как в Германии и Франции, но и здесь оно сыграло большую роль, выдвинув мыслителей и художников, чье творчество обрело общеевропейское значение.
Французский театр эпохи Просвещения Главной задачей искусства деятели Просвещения считали перевоспитание людей; проповедь со сцены казалась им эффективной и удобной формой убеждения. Главной задачей искусства деятели Просвещения считали перевоспитание людей; проповедь со сцены казалась им эффективной и удобной формой убеждения. Главным театром Франции становится театр Французской комедии, основанный королевским указом 1680 г. Главным театром Франции становится театр Французской комедии, основанный королевским указом 1680 г. Театр-место, где публика может выразить то или иное чувство по поводу современных событий- общественных, научных исторических вопросов. Маленькие ложи в театре превратились в салоны. Зрители ощущали себя в зрительном зале судьями, которые не только выносят приговоры актерам и драматургам, но и выражают свое отношение к злобе дня. Смены министров, отставки государственных деятелей, реформы, судебные процессы- все мгновенно отражает театральная зала. Театр-место, где публика может выразить то или иное чувство по поводу современных событий- общественных, научных исторических вопросов. Маленькие ложи в театре превратились в салоны. Зрители ощущали себя в зрительном зале судьями, которые не только выносят приговоры актерам и драматургам, но и выражают свое отношение к злобе дня. Смены министров, отставки государственных деятелей, реформы, судебные процессы- все мгновенно отражает театральная зала.
Ф. Вольтер Мари Франсуа Аруэ ( ), впоследствии принявший имя Вольтер, имел поразительное влияние на современников и носил титул «патриарха»просветите льского движения.. Им было написано 54 драматических произведения. Мари Франсуа Аруэ ( ), впоследствии принявший имя Вольтер, имел поразительное влияние на современников и носил титул «патриарха»просветите льского движения.. Им было написано 54 драматических произведения.
Вольтер, настоящее имя Мари Франсуа Аруэ ( )
Д. Дидро Дени Дидро( ) Его трактат «Парадокс об актере»( ) стал образцом для теоретических сочинений. Введенное им деление актеров на «чувствительных» и «холодных», служившее характеристикой актерской манеры вплоть до XX в. Дени Дидро( ) Его трактат «Парадокс об актере»( ) стал образцом для теоретических сочинений. Введенное им деление актеров на «чувствительных» и «холодных», служившее характеристикой актерской манеры вплоть до XX в.
Дени Дидро ( )
П.Бомарше Пьер Огюстен Бомарше ( ). Его необычайно популярные веселые комедии «Безумный день, или Женитьба Фигаро» и «Севильский цирюльник» Пьер Огюстен Бомарше ( ). Его необычайно популярные веселые комедии «Безумный день, или Женитьба Фигаро» и «Севильский цирюльник»
Пьер Огюстен Бомарше ( ).
Итальянский театр.
К. Гольдони. « Трактирщица» « Трактирщица» «Слуга двух господ» «Слуга двух господ»
Комедия Дель арте
Английский театр эпохи Просвещения Сентиментальная комедия Сентиментальная комедия Бытовая драма Бытовая драма
Р. Шеридан. « Школа злословия» « Школа злословия» «Дуэнья» «Дуэнья»
Немецкий театр эпохи Просвещения Лессинг Лессинг Гете Гете Шиллер Шиллер
Э.Лессинг «Лаокоон» «Лаокоон» «Гамбургская драматургия» «Гамбургская драматургия»
Ф. Шиллер "Разбойники" "Разбойники" «Коварство и любовь» «Коварство и любовь» «Мария Стюарт» «Мария Стюарт»
В.Гёте "Фауст" "Фауст"
Всемирное культурное значение театра эпохи Просвещения Театр XVIII в. прошел огромный путь от первых ростков просветительской мысли к тем замечательным образцам драматургии и актерского мастерства, которые остались в памяти поколений и послужили прочным основанием для дальнейшего развития искусства. Просветительство обладало большой внутренней сложностью, и тенденции, которые оно породило, весьма разнородны. Но главным итогом и наследием эпохи остаются ищущая мысль, борьба за правду жизни и правду искусства, стремления к нравственному и политическому освобождению человека. Театр XVIII в. прошел огромный путь от первых ростков просветительской мысли к тем замечательным образцам драматургии и актерского мастерства, которые остались в памяти поколений и послужили прочным основанием для дальнейшего развития искусства. Просветительство обладало большой внутренней сложностью, и тенденции, которые оно породило, весьма разнородны. Но главным итогом и наследием эпохи остаются ищущая мысль, борьба за правду жизни и правду искусства, стремления к нравственному и политическому освобождению человека.