Дмитрий Сергеевич Мережковский
Творчество Мережковского, каждый по-своему, осмысляли его современники: Г.Адамович, А.Белый, Н.Берберова, Н.Бердяев, В.Брюсов, З.Гиппиус, В.Ходасевич и современные литературоведы: П.Басинский, О.Дефье, И.Ильин, А.Киреев, Л.Колобаева, Л.Пильд, С.Сапожков, А.Соколов.
Дмитрий Сергеевич Мережковский Поэт Романист Критик Публицист Новеллист
Дмитрий Сергеевич Мережковский «Итальянские новеллы» Объектом исследования являются семь новелл Д.Мережковского «Любовь сильнее смерти» «Наука любви» «Железное кольцо» «Рыцарь за прялкой» «Превращение» «Микеланджело» «Святой Сатир» Предмет исследования – идейно-художественное своеобразие «Итальянских новелл».
«Идейно – художественное своеобразие цикла «Итальянские новеллы» Д.С.Мережковского» Цель настоящего исследования - определить идейно- художественное своеобразие «Итальянских новелл» Д.С.Мережковского. Главная задача исследования выяснить, составляют ли новеллы Д.С.Мережковского сборник или цикл, обозначив показатели цикла и формы его презентации в новеллах.
«Идейно – художественное своеобразие цикла «Итальянские новеллы» Д.С.Мережковского» Методологическая база исследования опирается на работы В.Е.Хализева, В.Тюпы, Н.Д.Тамарченко, Б.О.Кормана, Л.В.Чернец. Теоретическую базу исследования составляют работы литературоведов, осмысляющих особенности жанра новеллы в мировой литературе.
«Идейно – художественное своеобразие цикла «Итальянские новеллы» Д.С.Мережковского» Введение Глава первая. Италия и жанр новеллы в художественном сознании Серебряного века часть 1. Особенности развития жанра новеллы в Италии часть 2. Жанр новеллы в России часть 3. Итальянская тема в творчестве писателей-символистов Глава вторая. Идейно – художественное своеобразие цикла «Итальянские новеллы» Д. С. Мережковского. часть 1. «Итальянские новеллы» Д.С.Мережковского: сборник или цикл часть 2. Фабула новелл и цикла часть 3. Сюжет в новелле и в цикле часть 4. Композиция новелл и структура цикла часть 5. Особенности конфликта Заключение Список использованной литературы
Особенности развития жанра новеллы в Италии Бранка В., Мокульский С., Пуришев Б., Томашевский Н, Хлодовский Р., Шайтанов И., Шишмарев В. отмечают ряд характерных особенностей, среди которых для нас наиболее значимы: Новелла Ренессанса появляется в составе сборника, Новеллы в составе сборника идут в определенном, строго продуманном порядке, Скреплены при помощи обрамляющего рассказа, Мораль вытекает не логически, а психологически, Тематика новелл связана с любовью, Большинство новелл представляют собой бытовые анекдоты, факты и наблюдения, изложенные живым разговорным языком.
Жанр новеллы в России По словам Берегулевой-Дмитриевой, Дживилегова, Дмитриевой, Полищук, жанр новеллы в Серебряном веке приобретает философскую, психологическую, символико-мифологическую нагруженность, изящные стилизации прошлого окрашиваются в тона легкой иронии, особая роль отводится пейзажу, выражавшему романтические или мистические чувства и настроения героев; в новеллах отражаются наиболее значимые для культурного сознания рубежа веков темы: роль таинственного и необъяснимого в жизни людей, случайности и предопределенности; дуализм явлений и сущностей; «двоемирие», относительность границ между реальным и ирреальным, истинным и ложным; появляется интерес к смутным переживаниям, подсознательным глубинам человеческой психики, что иногда придает изображаемым образам туманность и загадочность.
Итальянская тема в творчестве писателей-символистов По словам Ваулиной Е., Комоловой Н., Мочульского К., Муратовой К., Мусатова В. Италия была в центре внимания и в XVIII, и в XIX, и в XX веке. Это мы можем увидеть в работах посвященных А.Пушкину, Е.Баратынскому, К.Батюшкову, П.Вяземскому, Н.Языкову Н.Гоголю, В.Иванову, В.Майкову, Ф.Тютчеву Д.Мережковскому, В.Брюсову, М.Волошину, А.Блоку, Н.Гумилеву, В.Иванову, О.Мандельштаму, Б.Пастернаку, А.Ахматовой.
Итальянская тема в творчестве писателей-символистов Обращаясь в своих стихах к образу Италии, поэты использовали такие обращения, как «желанная», «страна богов», «сказка». Для всех поэтов – символистов Италия выступала как некий символ красоты, святыня великого искусства, родина души, земля обетованная, связывающая прошлое с настоящим, как источник неиссякаемой духовной силы, как залог будущего возрождения. Внимание к этой стране на уровне идеи связано с обращением к темам любви, искусства, философии, истории. На уровне формы в прозе интерес вызывает жанр новеллы, который позволяет отвлечься от ежедневного и обыденного.
Идейно – художественное своеобразие цикла «Итальянские новеллы» Д. С. Мережковского Тематический круг «Итальянских новелл» «Любовь сильнее смерти» «Наука любви» «Железное кольцо» «Рыцарь за прялкой» «Превращение» «Микеланджело» «Святой Сатир» ЛюбовьЖизненная практика человека
Идейно – художественное своеобразие цикла «Итальянские новеллы» Д. С. Мережковского Жанровое своеобразие новелл Мистический рассказ – «Любовь сильнее смерти» Анекдот – «Наука любви» Сказка – «Железное кольцо» Легенда – «Рыцарь за прялкой» Бытовой рассказ – «Превращение» Биографический рассказ – «Микеланджело» Житие – «Святой Сатир» Фольклорные Литературные Экспозиция Развитие действия Кульминация Развязка Эпилог и структура цикла
Идейно – художественное своеобразие цикла «Итальянские новеллы» Д. С. Мережковского Архетип инициации В каждой из новелл прослеживается процесс инициации, который «складывается из четырех фаз: фаза ухода (расторжение прежних родовых связей индивида), фаза символической смерти, фаза символического пребывания в стране мертвых (умудрение, приобретение знаний и навыков взрослой жизни, накопленных предками), фаза возвращения (символическое воскрешение в новом качестве)» [Тюпа 2001: 44].
Идейно – художественное своеобразие цикла «Итальянские новеллы» Д. С. Мережковского Фабула цикла Обратившись к фабуле цикла, мы пришли к выводу, что мысль писателя сконцентрирована вокруг проблемы любви, что характерно для итальянских новелл эпохи Возрождения. Однако не менее важным для Мережковского было показать, что человек, всю свою жизнь находящийся в зависимости от общественного мнения, должен доверять себе. Темой фабульного повествования становится жизнь вообще и человек как таковой на разных ее этапах.
Идейно – художественное своеобразие цикла «Итальянские новеллы» Д. С. Мережковского Сюжет цикла «Любовь сильнее смерти» – «Наука любви» – «Железное кольцо» – «Рыцарь за прялкой» – «Превращение» – «Микеланджело» – «Святой Сатир» – юность молодость старость зрелость
Идейно – художественное своеобразие цикла «Итальянские новеллы» Д. С. Мережковского Композиция цикла «Любовь сильнее смерти» – «Наука любви» – «Железное кольцо» – «Рыцарь за прялкой» – «Превращение» – «Микеланджело» – «Святой Сатир» – Экспозиция Заключение Вымышленные сюжеты Реальность Эпилог
Идейно – художественное своеобразие цикла «Итальянские новеллы» Д. С. Мережковского Конфликт цикла «Любовь сильнее смерти» – «Наука любви» – «Железное кольцо» – «Рыцарь за прялкой» – «Превращение» – «Микеланджело» – «Святой Сатир» – Семья Внешний мир Общество Школа Внутренний мир
Жанр: повесть в новеллах «Любовь сильнее смерти» – «Наука любви» – «Железное кольцо» – «Рыцарь за прялкой» – «Превращение» – «Микеланджело» – «Святой Сатир» – Экспозиция Развитие действия Кульминация Развязка Эпилог Любовь, Судьба человека от момента вхождения в жизнь до момента ухода из нее – смерти, Идея различных этапов в жизни человека Идейно – художественное своеобразие цикла «Итальянские новеллы» Д. С. Мережковского
Дмитрий Сергеевич Мережковский «Итальянские новеллы» «Любовь сильнее смерти» «Наука любви» «Железное кольцо» «Рыцарь за прялкой» «Превращение» «Микеланджело» «Святой Сатир»