Работу выполнили: ученицы 11 класса Соломина Варвара и Петракова Мария
Александр Трифонович Твардовский -(8 (21) июня 1910, хутор Загорье, Смоленская губерния, Российская империя 18 декабря 1971, Пахра, Московская область, СССР) советский писатель и поэт. Главный редактор журнала «Новый мир»
Произведения Твардовского печатались в , но сам он считал, что только с поэмы о коллективизации "Страна Муравия" (1936) он начался как литератор. Поэма имела успех у читателей и критики. Выход этой книги изменил жизнь поэта: он переехал в Москву, в 1939 окончил МИФЛИ, выпустил книгу стихов "Сельская хроника". В 1939 был призван в ряды Красной Армии и участвовал в освобождении Западной Белоруссии. С началом войны с Финляндией уже в офицерском звании был в должности спецкорреспондента военной газеты. Во время Отечественной войны создал поэму "Василий Теркин" ( ) - яркое воплощение русского характера и общенародного патриотического чувства. Почти одновременно с "Теркиным" и стихами "Фронтовой хроники" начал законченную уже после войны поэму "Дом у дороги" (1946) – 1969 годы – работа над поэмой «По праву памяти», в которой поэт описывает ужасы коллективизации на примере, в том числе, собственного отца. При жизни автора произведение не будет издано. Так же, как и поэма «Теркин на том свете» (написана в 1963 году) – слишком сильно «тот свет» в изображении Твардовского напоминает советскую действительность.
1987 год – первая публикация поэмы «По праву памяти».
Поэма "По праву памяти" мыслилась первоначально автором как одна из "дополнительных" глав к поэме "За далью -- даль", приобрела в ходе работы самостоятельный характер. Хотя "По праву памяти" не имеет в подзаголовке жанрового обозначения, а сам поэт, верный понятиям литературной скромности, называл порой это произведение стихотворным "циклом", вполне очевидно, что это лирическая поэма, последняя крупная работа автора "Василия Теркина". Она была закончена и самим поэтом подготовлена к печати за два года до его кончины.
Во вступлении Твардовский заявляет, что это откровенные строки, исповедь души: Перед лицом, ушедших былей Не вправе ты кривить душой, -- Ведь эти были оплатили Мы платой самою большой... Поэма композиционно распадается на три части. В первой части поэт с теплым чувством, немного иронично вспоминает свои юношеские мечты и планы. И где, кому из нас придется, В каком году, в каком краю За петушиной той хрипотцей Расслышать молодость свою. Мечты эти чистые и высокие: жить и трудиться на благо Родины. А если понадобится, то и жизнь свою отдать за нее. Красивые юношеские мечты. Поэт с легкой горечью вспоминает то наивное время и юнцов, которые и помыслить не могли, сколько тяжких и суровых испытаний готовит им судьба: Готовы были мы к походу Что проще может быть: Любить родную землю-мать, Чтоб за нее в огонь и в воду. А если -- То и жизнь отдать... Лишь от себя теперь добавим. Что проще -- да. Но что сложней?
Вторая глава "Сын за отца не отвечает" самая трагичная и в поэме, да и во всем творчестве. Незаконно раскулаченная семья Твардовских была сослана в Сибирь. В России остался только Александр Трифонович из-за того, что жил отдельно от семьи в Смоленске. Облегчить участь сосланных он не мог. Фактически он отказался от семьи. Это мучало поэта всю жизнь. Эта незаживающая рана Твардовского вылилась в поэму "По праву памяти". Конец твоим лихим невзгодам, Держись бодрей, не прячь лица. Благодари отца народов. Что он простил тебе отца. Тяжелое время, в котором не могут разобраться философы вот уже пятьдесят лет спустя. А что же говорить о юноше, свято верящем в официальную пропаганду и идеологию. Двойственность ситуации нашла свое отражение и в поэме. Да, он умел без оговорок, Внезапно -- как уж припечет -- Любой своих просчетов ворох Перенести на чей-то счет: На чье-то вражье искаженье Того, что возвещал завет. На чье-то головокруженье От им предсказанных побед.
Поэт стремится осмыслить ход истории. Понять, в чем была вина репрессированных народов. Кто допустил такое положение вещей, когда один решал судьбы народов. И все были виновны перед ним уже в том, что были живы. Исповедальность и выстраданность мысли, афористическая отточенность строки, экспрессия поэтических образов все эти средства публицистического стиля нашли свое выражение в главе «О памяти». Она помогает уточнить понятие гражданственности как такой позиции, которая требует от человека величайшего мужества, верности высоким идеалам. Это такой уровень развития личности, когда раздумья о судьбах страны становятся глубоко личными. Глава третья поэмы «По праву памяти» сопоставима с некоторыми главами поэмы «За далью даль»: «С самим собой», «Друг детства», «Литературный разговор», «Так это было». Сходные мотивы (правда, память, ответственность), заметные текстуальные переклички, пафос этих произведений, выраженный словами: «Тут ни убавить, ни прибавить, / Так это было на земле», и другое позволяет рассматривать две последние поэмы Твардовского как своего рода поэтическую дилогию.
В третьей главе поэмы Твардовский утверждает право человека на память. Мы не вправе забывать ничего. Пока мы помним, "живы" наши предки, их дела и подвиги. Память -- это привилегия человека, и он не может добровольно отказаться от Божьего дара в угоду кому бы то ни было. Поэт утверждает: Кто прячет прошлое ревниво, Тот вряд ли с будущим в ладу... Глава третья поэмы «По праву памяти» сопоставима с некоторыми главами поэмы «За далью даль»: «С самим собой», «Друг детства», «Литературный разговор», «Так это было». Сходные мотивы (правда, память, ответственность), заметные текстуальные переклички, пафос этих произведений, выраженный словами: «Тут ни убавить, ни прибавить, / Так это было на земле», и другое позволяет рассматривать две последние поэмы Твардовского как своего рода поэтическую дилогию.
М. И. Твардовская писала, что поэме «По праву памяти» свойственна «многозвучность размышления «о времени и о себе». Это исповедь-обращение, исповедь-покаяние, исповедь- обвинение. Презрев запрет, поэт говорит о том, что «душу жжет». В стихах то звучит лирическая интонация, то они становятся публицистикой, то в размышления нравственного характера вплетаются жизненные реалии. Цельность поэме придает личность самого автора, монологическая форма повествования.
А.Т.Твардовский – один из поэтов х х века, показавший жизнь, боль и радость, горе и разлуку, проблемы народа и страны в различные исторические периоды. А.Т.Твардовский – художник с мудрым сердцем и чистой совестью, до последнего дыхания преданный поэзии, человек большого гражданского мужества и честности.