«Расстрелянное» слово
Боюсь листать истории страницы Там кровь, там море крови над строками, Хочу добра для всех, как синей птицы, Но, Боже упаси, чтоб с кулаками.
2008 год Год памяти жертв политических репрессий; 70-илетие событий «Великой чистки» 1937 – 1938 гг.
Репрессии (от лат. «подавление») – карательные мероприятия, наказания, имеющие целью подавить, положить конец чему-либо. Причины установления репрессивной политики: Причины установления репрессивной политики: слабость демократических традиций в государстве; слабость демократических традиций в государстве; авторитарно-тоталитарная система управления государством, установившаяся в 30-е годы, отсутствие общественного контроля за властью; авторитарно-тоталитарная система управления государством, установившаяся в 30-е годы, отсутствие общественного контроля за властью; культ личности Сталина; культ личности Сталина; нестабильность обстановки в стране. нестабильность обстановки в стране.
Мы живем, под собою не чуя страны, Наши речи за десять шагов не слышны, А где хватит на полразговорца, Там припомнят кремлевского горца. Его толстые пальцы, как черви, жирны, А слова, как пудовые гири, верны, Тараканьи смеются глазища И сияют его голенища.
Событиям «Великой чистки» 1937 – 1938 гг. предшествовало создание ГУЛАГа
ГУЛАГ (Главное управление исправительно-трудовых лагерей, трудовых поселений и мест заключения), в СССР в подразделение НКВД (МВД), осуществлявшее руководство системой исправительно- трудовых лагерей (ИТЛ). После выхода в свет книги А. И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» (1973), где он показал систему массовых репрессий и произвола в Советском государстве, термин «ГУЛАГ» стал синонимом лагерей и тюрем НКВД, тоталитарного режима в целом.
Репрессии «Великой чистки» начались с открытого московского процесса над 16 обвиняемыми по делу «Антисоветского объединенного троцкистско- зиновьевского центра».
Сводная таблица численности заключенных в СССР: ГОД Количество заключенных умерло%
Страница вторая ЛИТЕРАТУРНАЯ
Осип Эмильевич Мандельштам Родился в Варшаве, в семье ремесленника – кожевника, впоследствии ставшего купцом. С 1911г. учился на историко- филологическом факультете Петербургского университета. Как поэт дебютировал в журнале «Аполлон» в 1909 г. Его перу принадлежат поэтические сборники «Камень» (1913), «Стихотворения» (1928), книги прозы «Шум времени» (1925), «Египетская марка» (1928). В 1938 г. О. Э. Мандельштам был незаконно репрессирован, погиб в заключении недалеко от Владивостока, реабилитирован посмертно.
Николай Алексеевич Клюев Происходил из крестьян, родился в деревне Коштуге. Отец его был сидельцем в казенной винной лавке, мать – из старообрядческой семьи. Учился в церковноприходской школе, городском народном училище. В 1904 г. выступил со стихами в литературном «народном кружке» П. Травина. Первая книга стихов – «Сосен перезвон» - вышла в 1911 г. За ней последовало еще пять книг, а в 1919 г. был издан двухтомник клюевских стихов – «Песнослов». В 1928 г. вышла последняя книга его стихов «Изба и поле». В 1934 г. арестован и сослан в Нарымский край. Расстрелян в Томске в 1937 г.
Отрывок из поэмы «Разруха»: Нам вести душу обожгли, Что больше нет родной земли, Что зыбь Арала в мертвой тине, Замолк Грицько на Украине, И Север – лебедь ледяной - Истек бездомною волной, Оповещая корабли, Что больше нет родной земли!
Сергей Антонович Клычков Настоящая фамилия Лешенков, родился в деревне Дубровки Тверской губернии в семье сапожника. Окончил сельскую школу, затем гимназию в Москве. Печататься начал в 1908 г. В 1911 – 1913 гг. вышли книги стихов «Песни» и «Потаённый сад». В 20 – 30-е гг. ХХ ст. написал несколько романов – «Сахарный немец», «Князь мира», книги стихотворений «Домашние песни», «Гость чудесный», «Талисман», «В гостях у журавлей». В 1937 г. был репрессирован. Реабилитирован посмертно.
Стала жизнь человечья бедна и убога, Зла судьба, и душа холодна. Каждый втайне грустит: как уютна берлога, Где ютились один и одна. Ведь у двери есть уши, и видят нас стены. Слепо сердце, немотна любовь, - Оттого за любовью и ходит измена, А вино так похоже на кровь…
Анна Андреевна Ахматова
Семнадцать месяцев кричу, Зову тебя домой, Кидалась в ноги палачу, Ты сын и ужас мой. Все перепуталось навек, И мне не разобрать Теперь, кто зверь, кто человек, И долго ль казни ждать. И только пышные цветы, И звон кадильный, и следы Куда-то в никуда. И прямо мне в глаза глядит И скорой гибелью грозит Огромная звезда г.