Развитие творческой одарённости ученика через формирование исследовательского типа мышления Г. Снежинск МОУ «СОШ» 135 имени академика Б.В. Литвинова Емельянова Людмила Ивановна старший методист
6 лет – около 100% 10 лет – 60-70% 14 лет – 30-40% 17 лет – 15-20% В итоге – 3%
Каждый ребёнок от природы одарён по-своему.. Одаренность – это генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий Помочь раскрыться способностям, максимально развить их и, в конечном итоге, найти свой путь в жизни – в этом заключается учительское предназначение.
В нашей школе сложилась определенная система работы с одаренными детьми: это и работа факультативов, элективных курсов, кружков различной направленности. Созданы все условия для успешной исследовательской деятельности учащихся. Это не отдельный элемент образовательной среды, а система, отражающая ориентированность школы на творческий поиск.
Организационная структура системы работы с одаренными детьми МОУ «Средняя общеобразовательная школа 135»
Образовательное пространство школы Учебно-познавательная деятельность Культуротворческая деятельность Социально-образовательная деятельность Спортивная деятельность Система факультативно-кружковых занятий Новые методы изучения дисциплин Уроки созиданияСоциальные урокиДни здоровья Детские объединения НОУ Экологический клуб «Деметра» Школьная газета «Радость» Школьный сайт Школьное радио Клуб «Шаг навстречу» Клуб знатоков «Что? Где? Когда?» Клуб «Лего- конструирование» КСП «Меридиан» Изостудия «Радуга» Танцевальный коллектив «Карамель» Клуб «Витязь» ОРНИ Спортивные секции
Организация исследовательской работы учащихся в нашей школе выстроена поэтапно: 1. Подготовительный (3-5й классы); 2. Развивающий (6-8-й классы); 3. Собственно исследовательский (9-11-й классы).
Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность происходит постепенно. Когда ученик приходит в первый класс, он любознателен, то есть ему всё «любо знать», всё интересно, всё хочется потрогать, попробовать, изучить устройство и принцип действия. Это ли не явно выраженные врожденные исследовательские качества?
Подготовительный этап (3-5 классы)
На этом этапе важно развить интеллектуальные способности младших школьников. Учитель Воронова Любовь Михайловна в первом классе для активизации интеллектуальной деятельности младшего школьника разработала систему упражнений и заданий, направленных на то, чтобы повысить эффективность запоминания, обучить детей логическим операциям, развить творческое мышление и воображение, сформировать устойчивый интерес к учёбе, расширить кругозор.
Проведённый мониторинг на протяжение последних трех лет подтверждает её предположения. Процент правильно выполнивших задания в первый год повысился на 25%, в по сравнению с предыдущим. В последующие два года число первоклассников, успешно выполнивших тесты, достигло 85,89%
В следующих классах (второй и третий) учителя делают акцент в своей работе на методе проектных технологий, как на уроках, так и внеурочной деятельности
Юным исследователям в освоении нового вида деятельности помогают учителя, родители и старшеклассники, успешные в научно-исследовательской работе. В классах проходят итоговые конференции, лучшие работы представляются на школьные конференции. В школе проводится итоговая школьная конференция «Первые шаги в науку»
Две работы третьеклассников были представлены после экспертизы на секции, на которых выступали старшие ребята. В этом году юные «опытные» исследователи уже обучают младших школьников и сами готовят свои «великие открытия». Учащиеся класса Елены Николаевны стали активнее на уроках, ребята сами учатся анализировать, делают выводы по изученной теме, обобщают, учатся логически мыслить. В прошлом учебном году 15 проектов было выставлено классом учителя Юдиной Елены Николаевны.
Развивающий этап
Вовлечение учащихся в проектную деятельность происходит постепенно. Как показывает опыт проектной деятельности в нашей школе, осознанный интерес к самостоятельной исследовательской работе у учащихся появляется в восьмом – девятом классе. Важно вовремя заметить повышенный интерес ученика к проблеме и побудить его к самостоятельному исследованию данного вопроса, помочь преодолеть возникающие трудности.
Учитель научи ученика, чтобы он научил другого.
Когда происходит смена поколений в клубе, то ценный опыт, полученный выпускниками школы в ходе их работы в клубе, теряется в силу того, что они уже не имеют возможности постоянно общаться с молодыми, подрастающими исследователями.
Участие учащихся школы 135 во всероссийских и международных интеллектуальных играх и олимпиадах. «Русский медвежонок» человек «Кенгуру» человек «Британский бульдог» человек «Инфознайка» человека олимпиада УРФО - 78 человек конкурс «Познание и творчество» - 38 человек
Участие учеников школы 135 в научно-исследовательской деятельности Школьный уровень Городской уровень Региональный уровень Федеральный уровень Международный уровень
Конференция «Наследие» Конференция РОСАТОМА «Энергия будущих поколений»
Экологический клуб «Деметра» С 2009 года школа 135 является региональным отделением (Челябинская область) общероссийского общественного детского экологического движения «Зеленая планета».
Анализируя результаты выступлений учащихся за три года, мы видим рост выступлений учащихся на конференциях разного уровня более чем в два раза, что свидетельствует об интересе учащихся к научно-исследовательской деятельности. Показательно, что рост выступлений учителей на конференциях разного уровня также почти в два раза учителей
Достижения учителей. Победители и призёры всероссийских конкурсов педагогического мастерства
Проект «Школа. Творчество. Интеллект.» Воронова Л.М. Цветкова Н.В. Зорина Н.А. Гильгенберг Т.Н. Зиновьева О.А. Шумилова А.А. Емельянова Л.И.