Василий Макарович Шукшин ( ). Известен как выдающийся актер, режиссер, сценарист. Как писатель начинал с публикации в 1961 году рассказов в журнале «Октябрь», а через два года вышел первый его сборник - «Сельские жители». Один из талантливейших писателей, писавших о людях и проблемах деревни. Он из крестьянской семьи, его родина - село Сростки на Алтае. Служил на флоте, работал грузчиком, слесарем, учителем, директором школы. Затем окончил режиссерский факультет ВГИКа.
Музей В.М. Шукшина был открыт для посетителей в 1978 г. в доме, который он купил матери в 1965 г. В 1999 г. переименован во Всероссийский мемориальный музей-заповедник В.М. Шукшина. Село Сростки находится по «Чуйскому тракту», на 36 километре от города Бийска Алтайского края.
О себе Шукшин говорил, что чувствует себя человеком, «у которого одна нога на берегу, а другая - в лодке». И добавлял: «В этом положении есть свои «плюсы»... От сравнений, от всяческих «оттуда - сюда» и «отсюда - туда» невольно приходят мысли не только о «деревне» и о «городе» - о России». Герои рассказов Шукшина - деревенские люди, сталкивающиеся с городом, или горожане, попадающие в село (часто выходцы из той же деревни).
Сюжет построен на воспроизведении кульминационных, «самых жгучих», долгожданных моментов, когда герою предоставляется возможность в полной мере проявить свою «особенность». Новаторство В.М. Шукшина связано с обращением к особому типу «чудикам», вызывающим неприятие окружающих своим стремлением жить в соответствии с собственными представлениями о добре, красоте, справедливости. Человек в рассказах Шукшина часто не удовлетворен своей жизнью, он чувствует наступление всеобщей стандартизации, скучной обывательской усредненности и пытается выразить собственную индивидуальность, обычно несколько странными поступками. Таких шукшинских героев и называют «чудиками». В развитии жанра короткого рассказа В.М. Шукшин был продолжателем традиций А.П. Чехова. Художественной целью изображения цепи комических эпизодов, происходящих с героем, являлось раскрытие его характера. Главными выразительными средствами становились, так же, как в чеховских произведениях емкая, эмоционально окрашенная деталь и драматизация повествования, создаваемая с помощью сочетания сказовой манеры повествования с использованием живой речи в диалогах.