(Управленческий проект) Заместитель директора по воспитательной работе МОУ СОШ 41 Максименкова Е.Н.
Воспитание – это управление процессом формирования и развития личности ребенка через создание для этого благоприятных условий. Л.И.Новикова,В.А.Караковский, Н.Л.Селиванова 1. Актуальность. Определение эффективности процесса воспитания – это сложная и одновременно актуальная проблема педагогической науки и практики. Под эффективностью воспитания понимают соотнесенность полученных результатов с целями и прошлыми достижениями воспитательной практики
Мониторинг– комплекс динамических наблюдений, аналитической оценки и прогноза состояния целостной системы; постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям. Это сравнительно новое, современное средство обнаружения проблем, позволяет по-другому взглянуть на весь учебно-воспитательный процесс.
2. Объект Объектом мониторинга является: воспитательное пространство всей школы. 3. Цель. Цель проекта – создание программы мониторинга эффективность воспитательной деятельности в образовательном учреждении.
4.Задачи. разработка технологии отбора видов запросов и методик сбора информации; сбор информации; обобщение, классификация и первичный анализ информации; обработка, корректировка и ввод информации в базы данных; создание информационного банка; выявление основных тенденций развития воспитания в общеобразовательном учреждении; совершенствование технологии мониторинга воспитания. Для получения объективных результатов мониторинга все основные индикаторы и показатели эффективности деятельности должны оцениваться в комплексе.
5.Гипотеза Если разработать модель системы мониторинга и внедрить её в школьную практику, то это позволит рассмотреть воспитательный процесс школы через призму анализа и диагностики, будет происходить постоянный процесс соотнесения результатов с поставленными задачами, с корректировкой всех видов воспитательной деятельности и, самое главное это возможность разработать программу развития воспитательного процесса образовательного учреждения, основанную на объективных оценках.
6.Технология применения методик мониторинга. Необходимо определить: что (аспект изучения), как (диагностическое средство) и когда (учебный год) диагностируется (диагностики распределены по учебным годам; кто (или что) является организатором исследований (указаны ответственные за проведение диагностики); кто является участником изучения (указаны параллели классов учащихся, в которых проводятся исследования; в некоторых случаях участником изучения является весь педагогический коллектив или родители учащихся школы и т.п.). Алгоритм изучения эффективности воспитательного процесса в школе выглядит следующим образом: 1. Определение цели и задач изучения; 2. Подбор критериев и показателей для определения результативности процесса воспитания учащихся; 3. Выбор методик изучения; 4. Подбор диагностического инструментария; 5. Исследование испытуемых; 6. Обработка и интерпретация результатов исследования; 7. Анализ, оценка и обсуждение результатов исследования. Очень важно правильно выбрать методики диагностирования и показатели, которые объективно и достоверно отражают состояние воспитательного процесса.
7. Механизм реализации проекта Программа мониторинга I. Мониторинг условий, обеспечивающих успешную воспитательную работу образовательного учреждения. II. Мониторинг основных результатов воспитательной работы III. Мониторинг здоровья и здорового образа жизни учащихся IV. Мониторинг уровня воспитанности учащихся образовательного учреждения. V. Мониторинг социальной успешности учащихся-выпускников образовательного учреждения
I.Условия, обеспечивающие успешную воспитательную работу образовательного учреждения 1.Изучение кадрового потенциала школы: - Образовательный уровень педагогического коллектива высшее образование средне специальное ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ 2009/2010 год
- Стаж классного руководства - Возрастные данные классных руководителей до 5 лет от5 до 15 лет от15 до 20лет свыше 20 лет СТАЖ КЛАССНОГО РУКОВОДСТВА НА НАЧАЛО 2009/2010 учебного года до 30 лет с30до40лет с40до50лет свыше 50лет ВОЗРАСТНЫЕ ДАННЫЕ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ на начало 2009/2010 учебного года
- Квалификация классных руководителей 2. Уровень креативности педагогов: - Квалификация классных руководителей
- Рейтинг классных руководителей за три года.
- Оценка деятельности классных руководителей
- Характеристика семей учащихся 3. Воспитательная работа с семьей: - Характеристика семей учащихся
- Удовлетворенность родителей работой школе
II. Основные результаты воспитательной работы - Воспитательный потенциал МОУ СОШ 41 (за последние три года) - Реализация плана воспитательной работы
- Мониторинг интенсивности воспитательной среды МОНИТОРИНГ ИНТЕНСИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВСЕГО школьныеклассныешкольныеклассныешкольныеклассные 2007/ / /2010
-Деятельность учащихся по интересам 78% 41% 79,10% 44,20% 83,80% 51% 0% 20% 40% 60% 80% 100% 2007/ / /2010 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ПО ИНТЕРЕСАМ общая занятость в кружках школы и УДОзанятость на базе школы
- Организация каникулярной занятости ВЕСЕННИЕ КАНИКУЛЫ 89% 92% 91% 86% 88% 82% 84% 86% 88% 90% 92% 94% 2007/ / /2010 выполнение планаохват учащихся 92% 83,70% 93% 91,70% 89% 79,00% 70% 75% 80% 85% 90% 95% 2007/ / /2010 ОСЕННИЕ КАНИКУЛЫ выполнение планаохват учащихся 87% 79% 91% 89% 79,70% 70% 75% 80% 85% 90% 95% 2007/ / /2010 ЗИМНИЕ КАНИКУЛЫ выполнение планаохват учащихся ЛЕТНИЕ КАНИКУЛЫ 94% 90% 92% 89% 87% 89% 82% 84% 86% 88% 90% 92% 94% 96% 2007/ / /2010 выполнение планаохват учащихся
Результативность участия школьников в мероприятиях организованных в рамках воспитательной деятельности - Результативность участия школьников в мероприятиях организованных в рамках воспитательной деятельности
III. Уровень воспитанности учащихся образовательного учреждения - Контингент по ступеням
- Уровень воспитанности учащихся.
- Психологический микроклимата образовательного учреждения. 6 6,2 6,5 5, % 20% 40% 60% 80% 100% школьникиродителиучителя Психологический микроклимат школы 2007/ / /2010
- Удовлетворенность обучающихся школьной жизнью ОТНОШЕНИЕ К ОБЩЕШКОЛЬНЫМ ДЕЛАМ 5,5 6 6,5 2007/ / / Количество учащихся, состоящих на всех видах учета
IV. Здоровье и здоровый образ жизни учащихся - Показатели здоровья, группы здоровья, физкультурный группы и показатели физического развития детей
- Охват горячим питанием охват горячим питанием 61% 60% 53% 2007/ / /2010
V. Социальная успешность учащихся-выпускников образовательного учреждения - Поступление выпускников образовательного учреждения
8.Заключение Результаты мониторинговых исследований ежегодно показывают, в каком направлении вести работу с ученическим и родительским коллективами в следующем году, какие управленческие решения принять и реализовать в первую очередь, чтобы год от года повышался уровень положительного отношения к школе. Основываясь на результатах исследования, можно сделать следующие выводы: целенаправленная воспитательная работа в школе ведёт к постепенному гармоничному развитию коллективистских отношений в ученической среде; на сегодня нет явно западающих подсистем и видов отношений, но все они далеки от совершенства; все характеристики, по которым ведутся исследования, требуют дальнейшего развития и должны служить основой целеполагания предстоящей воспитательной работы.
9. Вывод Таким образом, мониторинг позволяет оценить состояние воспитания в школе, прогнозировать его развитие выработать предложения и меры по развитию позитивных и предупреждению негативных процессов, является одним из стимулов для повышение качества профессиональной деятельности классных руководителей и педагогов школы.