Использование современных технологий и методик на уроках русского языка и литературы Мячина Н.Г., учитель русского языка и литературы МОУ гимназии 26 г. Томска
Цели современного образования Главной целью современного образования является развитие социально значимых качеств учащихся в процессе воспитания и обучения: развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, нравственных ценностей с тем, чтобы выпускник был способен к самореализации, самостоятельному мышлению, принятию важных для себя решений; воспитание ответственности учащегося за успех учебной деятельности; формирование способности к объективной самооценке – рефлексии.
Современные образовательные технологии проблемное обучение развивающее обучение дифференцированное обучение рефлексивное обучение диалоговое обучение технология коллективной творческой деятельности групповые технологии игровые технологии метод проектов компьютерные технологии и др.
Проблемное обучение Проблемное обучение – это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Реализация проблемного обучения повышает мотивацию к познавательной деятельности, способствует глубокому пониманию учебного материала, формирует конструктивное отношение учащихся и воспитанников к такому явлению как «проблема».
Как создать проблемную ситуацию на уроке? Вот и закончились летние каникулы. Наступила осень. Осень – прекрасная пора. ( Осень была прекрасной порой. Осень будет прекрасной порой.) Дни солнечные. ( Дни были солнечные. Дни будут солнечные.) На улице тепло. ( На улице было тепло. На улице будет тепло.)
Компьютерные технологии Обучающие, тестирующие мультимедийные программы по русскому языку и литературе: «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»; «Страна Лингвиния. Русская орфография»; «Московская цифротека школьного наукограда»; «1С: Репетитор. Русский язык. Варианты ЕГЭ»; авторские обучающие, тестирующие мультимедийные программы; презентации учащихся.
Использование информационных технологий во вступительном слове учителя или учащихся; на этапе предъявления учебной информации; на этапе усвоения учебного материала в процессе интерактивного взаимодействия с компьютером; на этапе повторения и закрепления усвоенных знаний (навыков, умений); на этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения; на этапе коррекции и самого процесса обучения и его результатов путем совершенствования дозировки учебного материала, его классификации, систематизации и др.; во внеурочное время при подготовке домашних заданий, выступлений на уроках и научно-практических конференциях, при подготовке к внеклассным мероприятиям; при подготовке к ЕГЭ.
Использование новых технологий на уроке позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, контролировать деятельность каждого, активизировать творческие и познавательные способности учащихся, оптимизировать учебный процесс, значительно увеличить темп работы. Это приводит к росту качественной успеваемости по русскому языку и сохраняет устойчивый интерес к предмету на протяжении всех лет его изучения.