Об особенностях изучения математики в 1-4 классах по программе « Гармония » Царегородцева Г. Г., учитель начальных классов МОБУ « СОШ п. Силикатный »
Педагогика… Игра на струнах душ В сольном исполнении в оркестре… Зазвучит сюита или туш? Исполняй же музыку, маэстро! Дети наши – чуткий инструмент: ты сфальшивишь – и не отзовутся… Так умрет мелодия. В момент Пониманья струны оборвутся!
«Гармония – соответствие, созвучие, соразмерность, равновесие…, согласие, стройность…» В.И.Даль
К особенностям концепции, лежащей в основе построения начального курса математики, относятся следующие: с помощью учебника, рабочих тетрадей, пособия «Контрольные работы по математике для 1-4 классов» можно вовлечь детей в процесс мыслительной деятельности, обучить их приемам умственных действий, которые впоследствии позволят школьникам самостоятельно постигать новое знание.
Система заданий в учебнике такова, что включает в себя и продуктивное повторение материала, и эффективное знакомство с элементами нового, а это обеспечивает прочное и осмысленное усвоение программы ребятами. Наконец, вынесенный на страницы учебника методический аппарата (диалоги Маши и Миши, тексты самого автора, учебные задания) оказывает действенную помощь в постижении начального курса математики.
И самое главное: новый методический подход к обучению решения задач позволяет преодолеть «натаскивание» и беспомощность ребят. Приступая к рассмотрению любой задачи, учащиеся анализируют ее, определяют способ решения, выискивая взаимосвязи, и справляются с работой в меру своих сил и способностей.
Н.Б.Истомина определяет и выдвигает следующие необходимые условия успешного обучения младших школьников решению текстовой задачи: 1. формирование у учащихся навыка чтения; 2. усвоение учениками конкретного смысла сложения и вычитания, отношений «больше на…», «меньше на…» разностного сравнения (для этой цели используется не решение простых типовых задач, а способ соотнесения предметных, вербальных, схематических и символических моделей); 3. сформированность приемам умственной деятельности; 4. умение складывать и вычитать отрезки и интерпретировать с их помощью различные ситуации.
Н.Б.Истомина предлагает большое внимание: - уделять построению схематических и символических моделей, - умению работать с отрезками, - графически моделировать с их помощью текстовую задачу, - ставить вопрос, - определять алгоритм решения и поиска ответа.
Задача 298 (2 класс) В соревнованиях по прыжкам в длину, в высоту и с шестом приним али участие 52 спортсмена. В высоту прыгали 12, в длину – 15 спортсменов, а остальные прыгали с шестом. Сколько человек прыгали с шестом?
Задача 201 (3 класс) Внуку 9 лет. Бабушка старше внука в 6 раз. На сколько лет внук моложе бабушки?
Задача (3 класс) У брата и сестры вместе было 45 рублей. Когда брат истратил 9 рублей, а сестра 6 рублей, то у них осталось денег поровну. Сколько денег было сначала у брата и сколько у сестры?
Задача 251 (3 класс) В первом слове столько же букв, сколько во втором. В третьем слове букв столько, сколько в первом и во втором словах вместе. Сколько всего букв в трех словах, если в третьем слове их 8?
Задача (3 класс) У Кати открыток в 4 раза меньше, чем у Тани, и в 2 раза меньше, чем у Оли. Сколько открыток у каждой девочки, если у всех вместе 35 открыток?
Задача (4 класс) В трех коробках 86 карандашей. в первой коробке на 13 карандашей меньше, чем во второй, но на 8 карандашей больше, чем в третьей. Сколько карандашей в третьей коробке?
Учителю сегодня как никогда необходимо найти непростое сочетание стабильности, упорядоченности, с одной стороны, и разнообразие с добавлением непредсказуемых элементов – с другой. Я уверена, что решение задач с опорой на графическую модель в начальной школе позволит не нарушать упорядоченности, внесет неповторимое разнообразие в работу над текстовой задачей и приятный для детей элемент неожиданности.