Проблемы «трудных» детей, пути их предупреждения и решения.
«Трудные- это такие дети, не с которыми трудно, а которым трудно».
Неадекватное поведение бывает: Девиантное; Деликвентное; Адиктивное.
Причины отклонений от норм поведения: Неправильное воспитание. Виды неадекватного воспитания детей: -безнадзорность; -скрытая безнадзорность; -потворствующая безнадзорность; -эмоциональное отвержение; -воспитание по типу «Золушки»; -воспитание в условиях жёстких взаимотношений; -воспитание по типу кумира семьи.
Медикобиологические факторы: -наследование умственной недостаточности; -наследование аномальных черт характера; -наследственность, обусловленная алкоголизмом; -биологическая неполноценность клеток мозга; -подростковый возраст.
Психические факторы. Распространённые негативные характерологические реакции; Реакция активного протеста; Реакция пассивного протеста; Реакция отказа; Реакция имитации; Реакция компенсации и гиперкомпенсации; Реакция эмансипации; Реакция группирования; Реакция,обусловленная формирующимся сексуальным чувством.
Группы педагогически запущенных детей и подростков І группа- «Случайные» нарушители ІІ группа- «Случайные» нарушители, но ранее уже имевшие отклонения от норм поведения ІІІ группа- дети, с сформированным определенным стереотипом асоциального поведения ІV группа - дети, неоднократно совершали проступки и имеющие определенное наказание
Работа с трудновоспитуемыми детьми сводится к трем основным функциям:
диагностирование Консультирование коррекция
Процесс перевоспитания строится : С учетом индивидуальных психологических свойств подростка и конкретных обстоятельств и неблагоприятных условий воспитания; С опорой на положительные качества подростка: С формированием будущих жизненных устремлений подростка; На выявлении сильных и слабых сторон личности трудновоспитуемых подростков; Выявление неблагополучия в системе отношений подростка со взрослыми и со сверстниками.