СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ лет СТАРШИЙ ВОЗРАСТ лет
ПОЛНЫЙ КУРС Тема 1. Стрессы Тема 2. Проблемы вовлечения в потребление наркотиков Тема 3. Зависимые состояния Тема 4. Воздействие наркотиков на организм Тема 5. Влияние наркотиков на личность Тема 6. Проблемы отказа от наркотиков Тема 7. Алкоголь Тема 8. Курение Тема 9. Сппд Тема 10. Возможности добиваться состояния психического комфорта без использования ПАВ
КАК ПРОВОДИТСЯ РАБОТА План работы по каждой из 10 тем Тема 1.Психологическое тестирование 2.Теоретическое занятие 3.Психологический тренинг 4.Повторное психологическое тестирование __________________________________________ ДОПОЛНИТЕЛЬНО: ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ
1.Психологическое тестирование. Цель: определение информированности подростков о проблемах употребления психоактивных веществ, отношения к этим проблемам, выявление предпочитаемых стратегий поведения (глава 7.) Продолжительность: для среднего возраста минут. для старшего возраста минут
Программное обеспечение представлено в виде автоматизированного опросника с помощью которого можно определить: уровень информированности подростков о вопросах потребления психоактивных веществ, отношение к наркотикам, предпочитаемые способы поведения в проблемных ситуациях
2. Теоретические занятия. Теоретические занятия предоставляют актуальную и достоверную информацию о наркотиках, алкоголе, табакокурении, их воздействии на человека, возможностях преодоления зависимости, выхода из стрессовых ситуаций. Эти занятия могут проводится как самостоятельные или включаться в психологический тренинг как информационные блоки (гл. 8) Продолжительность: для среднего возраста минут для старшего возраста 45 минут
3. Психологический тренинг. Психологический тренинг может проводится в виде отдельных занятий по каждой из 10 тем после теоретического занятия или в виде самостоятельного психологического тренинга рассчитанного на академических часов. Оптимальное количество участников в группе – 12 человек (гл. 9) Цель: обучение подростков активному поведению в ситуациях вовлечения в употребление наркотиков, определения своего отношения к наркотикам, обучение эффективным поведенческим стратегиям Продолжительность: для среднего возраста 45 минут для старшего возраста минут
4. Повторное психологическое тестирование. Цель: оценка эффективности проведённой работы и выработки стратегий индивидуальной коррекции и индивидуального сопровождения (гл 7) Продолжительность: для среднего возраста минут для старшего возраста минут
Дополнительно: Психофизиологический тренинг Психофизиологический тренинг может проводится как индивидуально, так и в группе. Занятия на биологических тренажёрах должны проводится не реже 1 раза в неделю и не чаще 3 раза в неделю. Цель: подростки обучаются навыкам эффективной саморегуляции, вырабатывая их под контролем изменения физиологических параметров (частота пульса и периферическая температура), отражающих общее состояние организма (гл 10)
Правила и общие принципы Ясные и недвусмысленные утверждения о том, что противоречащее закону употребление наркотиков есть зло и оно пагубно для всех Ясное указание на то, что любое употребление наркотиков недопустимо. Употребление какого-либо наркотика даже в малых дозах приносит очевидный вред здоровью. Опасность употребления наркотиков должна преподноситься в не допускающих разночтений выражениях. Современную и научно достоверную информацию
Основными принципами в работе психолога должны быть: Полное доверие к подросткам на протяжении всего курса работы Уважительное отношение, признание наличия внутренней мотивации к обучению и развитию у любого подростка Открытость в общении с подростками, готовность всегда предоставить им поддержку и в работе по программе, и в разрешении личностных проблем Искренность в выражении своих чувств, эмпатическая поддержка участников групп Активное участие в групповом взаимодействии
Следует избегать использование материалов: Позволяющих оправдать употребление ПАВ Содержащих иллюстрации или инсценировки, из которых подростки могут почерпнуть информацию о том, как достать, изготовить или употребить запрещённые наркотики В которых в качестве образца для подражания изображаются выздоравливающие наркоманы или алкоголики Которые утверждают, что употребление психоактивных веществ – это личное дело каждого
Обеспечение подростков адекватной и актуальной информацией о проблемах ПАВ. Выявление и разрушение мифов о ПАВ, существующих в подростковой среде. Формирование критичной установки по отношению к позитивной информации о применении ПАВ, воспитание критичности и независимости мышления
Психологический тренинг Приведены конспекты занятий Основная цель психологического тренинга: выработка навыков уверенного поведения в проблемных ситуациях, создание условий для личностного роста подростков. Задачи определяются тем, что у подростка: o Психологические проблемы o Низкая адаптивность o Несформированность навыков поведения в проблемных или провоцирующих ситуациях o Личностная незрелость o Неумение правильно оценивать события и взаимоотношения с другими людьми, которые создают условия, способствующие вовлечению детей и подростков в зависимые состояния
Задачи психологического тренинга 1.Формирование индивидуального навыка уверенного поведения в сложных ситуациях. 2.Осознание личной ответственности за своё поведение и выбор жизненного пути. 3.Развитие системы мировоззрения и иерархической системы ценностей, как системы определяющей жизненные позиции, реализующиеся в поведение. 4.Формирование эмоциональной, когнитивной и поведенческой установки на неприятие употребление ПАВ. 5.Развитие коммуникативных навыков. 6.Развитие самосознания, индивидуальных особенностей. 7.Осознание причинно-следственных связей, лежащих в основе взаимодействия людей и общества.
Используемые психологические методы и техники работы Дискуссия Мозговой штурм Ролевые игры Коллективные групповые занятия Кинотерапия Медитация, визуализация, релаксация Психодрамма Приёмы арт-терапии
Психофизиологический тренинг Осуществляется с помощью биотренажёров «Волна», и «Экватор» «Волна» специально предназначена для обучения диафрагмальному дыханию, которое является наиболее оптимальным для обеспечения условий естественного развития подростка и является надёжным способом регуляции своего состояния. «Экватор» позволяет заложить основу саморегуляции – обучить снятию напряжения посредством произвольного повышения периферической температуры.
Решаются задачи 1.Оптимизация психофизиологического состояния. 2.Профилактика психосоматических заболеваний. 3.Нормализация психоэмоционального состояния. 4.Создание благоприятных условий для нервно-психического развития. 5.Улучшение кровоснабжения головного мозга. 6.Профилактика стрессовых нарушений. 7.Коррекция и реабилитация при постстрессовых нарушениях. 8.Подготовка к работе в условиях повышенных психоэмоциональных нагрузок. Каждый из биотренажёров включает прибор для регистрации физиологического параметра (частоты сердечных сокращений или периферической температуры и специальную компьютерную программу, обеспечивающую обучение.
Дополнительные методы психологической диагностики
Проведение работы по всем темам позволяет сформировать у подростков полное представление о проблеме потребления ПАВ, выработать установку на непринятие наркотиков, сформировать навыки поддержания благоприятного психо-эмоционального состояния, выработать оптимальные поведенческие стратегии в различных ситуациях.