Нравственная воспитанность и личностное развитие подростков в детской школе искусств «Родник» Материалы заседания педагогического совета Беляева Яна Петровна, педагог-психолог Краснодар 2013
Актуальность. Нравственное развитие, формирование нравственного иммунитета, ЦО является сензитивным периодом для подросткового возраста. Объект исследования – обучающиеся лет школы искусств «Родник» Предмет исследования - уровень нравственной воспитанности и личностное развитие Цель исследования - определение, анализ, интерпретация УНВ и личностного развития подростков лет Задачи: 1.Анализ концептуальных единиц исследования 2.Подбор эмпирических методов исследования 3.Исследование УНВ через оценку педагогами детей и самооценку обучающимися критериев нравственной воспитанности 4.Исследование личностного развития: психофизиологический, интеллектуальный, мотивационный, личностный уровень 5.Анализ результатов 6.Выводы на основе проведённого анализа и рекомендации 7.Перспективное планирование индивидуальной и групповой работы
База исследования. Краснодарская школа искусств «Родник» Практическая значимость. Использование полученных результатов в консультации родителей, педагогов, в организации учебно-воспитательной работы, психолого-педагогическом сопровождении, профессиональной ориентации школьников, при разработке программ, направленных на коррекцию или компенсацию отдельных негативных факторов
Модель формирования нравственной воспитанности Личностное развитие Нравственная воспитанность (ЦО) Нравственный иммунитет Иммунная память «Картотека банка жизненных ситуаций»
I.Результаты исследования УНВ обучающихся подросткового возраста по методике М.И. Шиловой 1.1. Анализ средних значений общегрупповых данных по критериям, предусмотренных опросником. Рис. 1. Усреднённый профиль УНВ подростков, обучающихся в школе искусств «Родник»
1.2. Анализ дифференциации высоких, средних и низких значений по критериям УНВ М.И. Шиловой Рис. 2. Профиль высоких и низких значений по критериям УНВ
II. Результаты исследования самооценки обучающимися критериев нравственной воспитанности 2.1. Анализ средних значений общегрупповых данных по критериям, предусмотренных опросником. Рис. 3. Усреднённый профиль самооценки критериев нравственной воспитанности
2.2. Анализ дифференциации высоких, средних и низких значений по критериям самооценки нравственной воспитанности обучающимися Рис. 4. Профиль высоких и низких значений по критериям самооценки нравственной воспитанности подростками
III. Результаты исследования личностного развития подростков: психофизиологическое, интеллектуальное, мотивационное, личностное 3.1. Психофизиологическое развитие обучающихся по методике П. Торранса, С. Рейнолдса «Определение стиля обучения и мышления». Рис. 5. Групповой профиль основных типов функциональной организации мозга.
3.2. Анализ интеллектуального развития с целью определения склонностей и способностей обучающихся по методике «Семь типов интеллекта». А – лингвистический; Б – логико – математический; В – пространственный; Г – моторно – кинетический; Д – музыкальный; Е – внутриличностный; Ж – межличностный Рис. 6. Уровень сформированности типов интеллекта, в %
Рис. 7. Количество типов интеллекта, сформированных у обучающихся подростков, %
3.3. Анализ дифференциации высоких и низких значений мотивов в структуре учебной мотивации по методике «Структура учебной мотивации». Рис. 8. Профиль высоких и низких значений в структуре учебной мотивации подростков, в %.
3.4. Анализ дифференциации высоких, средних, низких значений самооценки основных психических состояний по методике Ганса Айзенка. Рис. 9. Психическое состояние обучающихся подростков, в %