МКОУ «Давыдовская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов» Выполнила: Образцова Юля 11 класс Руководитель: Гончарова Галина Васильевна учитель технологии 2013 год НОУ «Отношение к учебе: мнение старшеклассников. НОУ «Отношение к учебе: мнение старшеклассников.»
Отношение к учебе: мнение старшеклассников. Цель исследования: определить, какой из множества мотивов учебной деятельности является ведущим; -изучить и проанализировать литературу по данной теме. -изучить и проанализировать литературу по данной теме. Задача: диагностика мотивов, определяющих восприятие школьником учебной деятельности.
Отношение детей к изучению школьных предметов зависит от возраста, а не только от индивидуальных способностей. А также не следует забывать, что родители, учителя - наставки, другие значимые взрослые в подростковом возрасте для ребенка авторитетами являются не часто. Основной критик, главный оценщик его поступков – это друг, одноклассник или сосед по дому. Именно эти люди составляют референтную группу для подростка
Методика выявления мотивационной структуры деятельности В.Хеннинга В исследовании принимали участие ученики классов (от 14 до 17 лет) количестве 128 человек. В методике предусмотрено девять мотивов, определяющих общее восприятие учащимися учебной деятельности: 1. Процессуальный мотив (мотив удовлетворения от процесса деятельности). 2. Мотив приемлемости принуждения. «Учиться всегда заставляют. Если откажешься, все равно заставят. Лучше уж буду учиться сам, коли это необходимо». 3. Мотив самоутверждения. «Тех, кто хорошо учится, уважают, потому что они организованные и умные ребята, умеющие добиваться успеха. Я стараюсь быть таким же»
4. Мотив прагматической выгоды. «Учиться хорошо – лучше, чем учиться плохо. Образование дает возможность выбора высокооплачиваемой и престижной специальности». 5. Мотив ориентации на педагога «Я стараюсь учиться, чтобы не потерять уважение в глазах учителя. Неприятно, если учитель будет во мне разочарован». 6. Мотив ориентации на ровесников. « Я стараюсь учиться, чтобы мой класс по успеваемости был не хуже других. В нашем классе уважают тех, кто учится». 7. Мотив ориентации на родителей. «Я стараюсь учиться, чтобы мои родители были довольны мной».
8. Мотив социальной ответственности. «Я стараюсь учиться, потому что только знающий человек нужен людям». 9. Мотив принципиальной добросовестности исполнительности. «Я привык хорошо работать на уроках, готовить задания, просто иначе не могу». Для оценки мотивации мы применили следующий принцип деления мотивов: Мотив 1, 2, 3, 4 отнесены нами к индивидуальным; мотив 5, 6, 7 – к групповым; мотив 8, 9 – к общественным.
Распределение участников эксперимента по группам мотивации
Мнение окружающих их почти не заботит. Это можно трактовать как абсолютную уверенность в себе, своих силах, поступках, в своем выборе, а можно и так: подростки перестали обращать внимание на взрослых, на их советы, просьбы и даже замечания. Позиция взрослых перестала быть авторитетной.
Распределение участников эксперимента по группам мотиваций в зависимости от уровня успеваемости
Если по индивидуальной и групповой мотивации показатели не слишком отличаются от предыдущей диаграммы (рис. 1), то данные по группе общественная мотивация наглядно демонстрируют повышенную социальную ответственность «отличников» в отличие от «двоечников»
Ранжирование мотивов в учебной мотивации школьников
(мотив 2). Значительное расхождение в результатах по двум заявленным группам позволяет предположить, что «двоечники» заставляют себя учиться (или позволяют это другим) чаще, нежели «отличники» потому что, возможно, только таким образом он все еще продолжают учиться в своем классе, а не оказываются оставленными на второй год или переведенными в другую школу. Привычка трудиться на уроке просто так тоже отсутствует (мотив 9),
Особого удовольствия от учебы подростки тоже не получают ( мотив 1). Невысокие показатели по мотиву 6 позволяют сделать вывод о том, что, скорее всего, особого уважения среди сверстников к хорошо успевающим тоже нет. Однако учащиеся, попавшие в группу «двоечники» все же более обеспокоены чужим мнением о своей учебе.
Но «отличники» намного лучше понимают свою выгоду от хорошей учебы (мотив 4). И, судя по результатам по мотиву 3, все же больше, чем «двоечники» полагают, что тех, кто хорошо учится, уважают, если не одноклассники, так другие люди.
Вывод: на сегодняшний день подростками руководит индивидуалистическая мотивация, а одним из основных мотивов, побуждающих к учебной деятельности, является мотив прагматической выгоды. Представленные диаграммы наглядно демонстрируют реальные мотивы участия школьников в учебной деятельности, и заставляют нас по-иному взглянуть на такой, казалось бы, уже давно изученный процесс, как обучение.