Три среды обитания Водная среда обитания
Задачи урока: Повторить условия жизни различных сред обитания организмов. Выяснить особенности приспособленности организмов к водной среде обитания. План урока: 1.Проверка домашнего задания (тест) 2.Изучение нового материала 3.Групповая работа
Проверка домашнего задания 1.Какие особенности характерны для наземно-воздушной среды: а) избыток кислорода б) недостаток кислорода в) избыток воды г) недостаток воды д) избыток света е) недостаток света http://aida.ucoz.ru
Проверка домашнего задания 2.Какие особенности характерны водной среде: а) избыток кислорода б) недостаток кислорода в) избыток воды г) недостаток воды д) избыток света е) недостаток света http://aida.ucoz.ru
Проверка домашнего задания 3.Какие особенности характерны для почвенной среды: а) избыток кислорода б) недостаток кислорода в) резкие изменения температуры г) постепенные изменения температуры д) избыток света е) недостаток света http://aida.ucoz.ru
Проверка домашнего задания 1. а, г 2. б,в,е 3. б,е http://aida.ucoz.ru
Водная среда обитания - гидросфера Вода покрывает 71% площади земного шара и составляет1/800 часть объема суши или 1370 м3. Основная масса воды сосредоточена в морях и океанах – 94-98%, в полярных льдах содержится около 1,2% воды и совсем малая доля – менее 0,5%, в пресных водах рек, озер и болот. Соотношения эти постоянны, хотя в природе, не переставая, идет круговорот воды. В водной среде обитает около видов животных и растений, что составляет соответственно всего 7 и 8 % от общего числа видов Земли. На основании этого был сделан вывод о том, что на суше эволюция шла намного интенсивнее, чем в воде.
Приспособленность организмов к жизни в водной среде Подготовьте сообщение прочитав энциклопедические статьи и ответив на вопросы: 1.О чём (о ком) прочитали статью? 2.Каким образом герой статьи приспосабливается к жизни в водной среде?
Водная среда Рыбы и раки дышат жабрами. Это специальные органы, которые извлекают из воды растворенный в ней кислород. Лягушка, находясь под водой, дышит кожей. А вот освоившие водную среду звери дышат легкими, поднимаясь к поверхности воды для вдоха. Подобным образом ведут себя и водные жуки. Только у них, как и у других насекомых, не легкие, а особые дыхательные трубочки – трахеи.
Приспособления организмов к жизни в водной среде. Обтекаемая форма тела встречается у различных групп организмов, обитающих в воде – для снижения лобового сопротивления, что приводит к снижению энергозатрат на плавание.
У моржей и тюленей – ласты. У моржей и тюленей – ласты.
У бобров, выдр, водоплавающих птиц, лягушек – перепонки между пальцами.
Из всех медведей земного шара только белый медведь ведет полуводный образ жизни. Об этом свидетельствует его строение: узкое обтекаемой формы туловище, широкие лапы-«весла», узкая голова со спрямленным профилем, приподнятыми глазницами и высоко расположенными глазами, удлиненная подвижная шея. Все это характеризует его как хорошего пловца и ныряльщика. Мореплаватели, путешествуя по северным морям, неоднократно встречали белых медведей плавающими в открытом море за сотню миль от ближайшей суши или льдин. Под водой медведь держит глаза открытыми, а ноздри и ушные раковины сжимает.
плавники
ласты
Перепонки между пальцев
Приспособленность организмов к жизни в воде 1)Приспособления для плавания. 2)Обтекаемая форма тела обитателей водной среды. 3)Наличие слизи на теле у некоторых водных животных для снижения силы трения. 4)Толстый слой подкожного жира.
Аист гнездится на дереве Животные двух сред обитанияе в двух средах обитания Аист охотится у воды
Крокодил ходит по суше и плавает в воде Животные двух сред обитания Утки плавают в воде, ходят по суше, летают по воздуху
Норка в почве Мышевидные грызуны в двух средах обитания Питание на поверхности почвы
Головастики жабы развиваются в воде Начало жизни в одной среде, взрослая жизнь – в другой Взрослая жаба живёт вдали от водоёма
Жук-плавунец в воде Жук умеет плавать, ползать, летать Жук-плавунец на берегу
Личинка жука-плавунца живёт в воде, а куколка – в почве.
Задачи урока: Повторить условия жизни различных сред обитания организмов. Выяснить особенности приспособленности организмов к водной среде обитания.